logo
раздел 1

1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.

Ощущение и восприятие обычно рассматриваются вместе как процессы, обеспечивающие «непосредственное» чувственное познание отдельных свойств (ощущение) и совокупности свойств (восприятие) предметов окружающего мира. Соотношение ощущения и восприятия по-разному рассматривалось в различных психологических школах. Так, в структурализме ощущение считалось первичным (и далее неделимым) элементом восприятия (образ восприятия есть сумма подобных ощущений). В гештальтпсихологии, напротив, считали образ восприятия первичным, сразу возникающим как единое целое «здесь и теперь», тогда как ощущение есть довольно искусственно выделенная из образа восприятия его составляющая, свойства которой определяются свойствами целостной структуры образа. Слово «непосредственное» можно взять в кавычки потому, что «непосредственность» познания с помощью восприятия относительна. Согласно современным представлениям, для осуществления даже элементарных ощущений недостаточно простого появления раздражителя перед глазами: необходим еще «встречный» процесс со стороны субъекта, а в целом ощущение и восприятие выступают как сторона человеческой деятельности, которая обусловлена мотивами и целями субъекта, поэтому любое ощущение и восприятие также опосредствованы этими и множеством других факторов. Можно говорить лишь об относительной «непосредственности» восприятия по сравнению с более опосредствованным познанием мира при помощи мышления. Единицей восприятия считается образ (восприятия), который имеет весьма сложную структуру и характерные свойства.

Ощущения это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а так же внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. На основании локализации рецепторов можно выделить экстероцептивные (от рецепторов, расположенных на поверхности организма), интероцептивные (от рецепторов внутренных органов) и проприоцептивные (мышцы и сухожилия) ощущения. Ощущения обладают такими свойствами, как качество (специфическая особенность в рамках модальности), интенсивностью, длительностью и пространственной локализацией.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, сенсорная адаптация, взаимодействие ощущений.

^ Пороги чувствительности. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

^ Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Этот эффект изучен С.В. Кравковым и по его данным, распространяется на все виды ощущений. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Еще Ломоносов отмечал, что на морозе цвета воспринимаются ярче.

^ Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. «Бархатный звук», «режущий звук», «холодный цвет».

Восприятие (перцепция) – это психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Отличие восприятия от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство, в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В зависимости от того, какой из анализаторов работает активнее получает наиболее значимые признаки воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. И.П. Павлов раскрыл рефлекторную природу восприятия и показал, что при воздействии раздражителя в коре образуются временные нервные связи.

Предметность, целостность, константность и категориальностъ— это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу.

Общую закономерность восприятия различных объектов отражает так называемый закон перцепции, открытый Николаем Николаевичем Ланге, суть которого заключается в следующем: процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным.

Фи-феномен - иллюзия перемещения светящейся точки с одного места на другое, возникающая при их последовательном восприятии за короткое время и на небольшом расстоянии друг от друга.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей личности носит название апперцепции.

Любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне.

М. Вертгеймер описал «феноменальные законы группировки»:

Эффект сходства. Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).

Эффект близости. Чем ближе объекты друг другу, тем больше вероятности, что они объединятся в целостный образ.

Фактор "общей судьбы". Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

Фактор "продолжения". Если элементы зрительного поля оказываются в местах продолжения некоторой закономерной последовательности, вероятность их организации в целостный образ возрастает.

Фактор замкнутости. тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, является врожденной и безусловно-рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. По мере развития и воспитания ребенка его ощущения становятся более точными и "тонкими". Ребенок научается различать не только основные хроматические цвета, но и оттенки между ними, не только музыкальные тона, но и полутона и т.д. Усвоение ребенком языка делает его ощущения осознанными. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Исходным периодом формирования перцептивных действий является второй-третий год жизни, но наиболее значимо более позднее время дошкольного детства, а также школьный возраст. Общее направление развития собственно перцептивных действий в процессе опознания объектов состоит в переходе от сукцессивного восприятия (последовательного разглядывания) к симультанному (свернутому, одномоментному).

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного об¬раза, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зрительное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность. На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.

Г. Фехнер предложил ряд методов измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности. Они позволяют точно измерить интенсивность раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение или едва заметное изменение ощущения. Например, метод минимальных изменений, или метод границ, при котором выбранный континуум стимулов необходимо предъявлять таким образом, чтобы дискретные значения этого континуума отличались друг от друга на минимально возможную величину. Измерения порогов слышимости чистых тонов осуществляют с помощью прибора аудиометра.

Изучение тактильного и кинестетического восприятия: «Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании», оценка позы и положения тела, воспроизведение позы пальцев.

Зрительное восприятие: пробы на узнавание фотографий и реалистических изображений, незавершенных объектов, контурных и перечеркнутых изображений, «измерение объема восприятия». Тест «Включенные фигуры» Готтшальдта представляет собой набор из 30 заданий. В каждом задании испытуемому предлагается как можно быстрее выделить одну из пяти эталонных фигур, среди отвлекающих, запутывающих деталей более сложной фигуры.

Слуховое восприятие: пробы на узнавание мелодий, бытовых шумов, пробы на оценку и воспроизведение ритмов.

Восприятие пространства: пробы на ориентировку в правом и левом, на ориентировку в городе, в географических картах, в схемах и чертежах. Методика «Компасы», «Часы».

^