Тема 2. Историческое становление нравственности и ее современное состояние. Мировые тенденции развития нравов
Происхождение морали и нравственности как философская и научная проблема. Основные подходы и концепции.
Нравы родового общества. Единство и единообразие коллективного и индивидуального нравственного сознания. Коллективистский, ориентированный на благо рода в целом, характер нравственных предписаний и установок. Закрепление первых нравственных представлений в виде табу. Ритуалы и их роль в жизни родового общества. Нравственный смысл ритуалов. Формирование обычаев. Обычай и мораль. Нерушимость «кровного родства» и неотвратимость «кровной мести». Талион как принцип воздаяния равной мерой. Достоинства и недостатки талиона как принципа справедливости. Возникновение «простых норм нравственности».
Нравственность и нравы в условиях традиционных обществ:
1. Нравственность и нравы древних рабовладельческих обществ. Появление собственности, семьи, зачатков государственности, начало имущественного и социального расслоения, разделение труда и формирование индивидуального нравственного сознания. Имущественное и социальное неравенство людей и проблема справедливости. Появление представлений о личной (неколлективной) ответственности за совершенные проступки. Сакрализация и правовое закрепление в рамках религиозно-правовых комплексов в виде законов основных моральных норм и определение меры личной ответственности за их нарушение. Появление развитых нравственно-правовых систем и их роль в организации общественной жизни. Законы Хамурапи, Законы Ману, Законы Моисея. Сосуществование в рамках одного общества конкурирующих моральных систем.
2. Нравственность и нравы средневекового общества. Христианство и его роль в формировании нормативно-ценностных основ средневековой нравственности. Общий религиозный характер средневековой морали и нравственности, определяемый центральным положением, которое занимала церковь в структуре общества и системе социальных отношений. Бог как единственный критерий добра, церковь как главный авторитет в вопросах морали. Внутреннее идейное единство общественного нравственного сознания, обеспечивавшееся опорой на христианское вероучение и традицию, и имевшее серьезное подспорье в политической силе средневековой церкви. Идея нравственного единства человечества и требование братского отношения человека к человеку. Справедливость и милосердие. Многообразие и сословный характер светских моральных кодексов, отвечающих сословной структуре общества: «рыцарская мораль», «цеховая мораль» и т.д. Идея морального равенства людей перед Богом как идеологическая основа радикальных социальных движений XIV-XVI веков.
Нравственность и нравы в условиях индустриальных обществ. Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе в XIV-XVII веках. Разработка основ протестантской трудовой этики в трудах М. Лютера, Ж. Кальвина. Буржуазная мораль и буржуазные ценности. Индивидуализм и эгоизм как отражение способа экономической, политической организации общества при капитализме. Частная собственность и личная свобода. Поиски путей и способов наиболее полной реализации идей политического, социального, имущественного равенства людей в Новое время. Великая французская революция (1789 -1794 гг.) как важнейшее историческое событие, провозгласившее «свободу, равенство и братство» высшими политическими и социальными ценностями. Нравственный смысл радикальных экономических и социальных преобразований в России в ХХ веке. Гуманистический идеал и реальная нравственная практика социализма.
Нравственность и нравы в условиях постиндустриального (информационного) общества. Роль информационных средств в организации и управлении социальными процессами. Компетентность как социально полезное качество и социальная ценность. Возрастающее значение знания и информации в жизни личности. «Открытый» характер постиндустриального общества. Правила и ценности «открытого общества». Роль науки и техники в жизни современного общества. Научно-технический прогресс и «природа человека».
Основные тенденции развития нравов. Усиление интегрирующей функции морали в условиях мировоззренческого кризиса, обусловленного ослаблением роли религии и Церкви как главного идеологического и нравственно-воспитательного института традиционного общества, разрушением культурных, национальных границ, приводящим к взаимному проникновению и сосуществованию в пределах одного общества различных систем нравственных взглядов, норм, обычаев, ценностей, различных моделей нравственности при сохранении их явного или скрытого противостояния. Роль морали в поиске взаимопонимания и путей диалога между людьми разных культур, наций, цивилизаций. Ориентация на единые общечеловеческие нравственные ценности как основу для этого диалога. Кризис традиционной нравственности и деформация традиционных моральных ценностей в условиях нарастающей глобализации. Патриотизм, национализм, космополитизм, интернационализм.
Нарастание интегративных тенденций в морали, связанных с поисками общечеловеческой (единой, универсальной) морали. Этизация права, политики, науки, хозяйственной сферы общества за счет целенаправленного привнесения в них этических знаний, основных нравственных ценностей. Гуманизация общественного сознания и всей общественной жизни, связанная с безусловным признанием в качестве высшей нравственной ценности – ценность человеческой жизни. Экологизация нравственного сознания: взгляд на природу как на объект нравственной заботы и нравственной ответственности. Поиск выхода из ситуации глобального кризиса на путях индивидуального нравственного обновления и совершенствования человека и человечества.
Мораль как цель и средство гуманистического процесса. Ослабление функции внешнего контроля за поведением и поступками человека и усиление роли и значения личной нравственной мотивации и индивидуальной ответственности.
Литература:
2,3,5,6,8,11
Вопросы для самоконтроля:
-
Как Вы думаете, был ли «безморальный» период в истории человеческого общества?
-
Почему мораль родового общества рассматривалась на протяжении многих столетий как «золотой век нравственности»?
-
Какую роль играли табу в жизни человека родового общества? Существуют ли табу у современного человека?
-
Каковы причины социального равенства людей при родовом строе? Можно ли говорить о моральном равенстве людей в родовом обществе?
-
Какие исторические обстоятельства привели к появлению социального неравенства? Как это отразилось на нравственности людей?
-
Согласны ли Вы с тем, что эгоизм – это преходящая нравственная установка и, следовательно, поскольку он порожден определенными историческими условиями, он может быть изжит и преодолен при изменении этих условий?
-
В чём особенность буржуазного понимания свободы, счастья и достоинства?
-
Какой путь прошло человечество к признанию и политическому и правовому закреплению принципа морального равенства людей?
-
Можете ли Вы, изучив историю человеческой нравственности, указать основные векторы нравственного развития человеческого общества и предсказать будущее морали?
-
Признаете ли Вы прогрессивный характер нравственного развития человечества? Если да, то, как Вы думаете, существуют ли его пределы?
-
Согласны ли Вы с тем, что принципы, лежащие в основе этики прав человека, являются высшими достижениями нравственного творчества человечества?
-
Как сочетать плюрализм мнений и общечеловеческую значимость нравственных норм и ценностей?
-
Есть ли будущее у патриотической идеи в условиях глобализации?
-
Считаете ли Вы, что наука может претендовать на решение важнейших нравственных вопросов, которые волнуют человека и общество? Какова ее роль в разрешении мировоззренческих и моральных конфликтов?
- «Государственный университет управления»
- По учебной дисциплине
- Москва – 2009
- На заседании кафедры философии
- Обсуждены и одобрены
- 1. Организационно-методические указания
- 2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для всех специальностей, кроме «рекламы»
- Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для специальности «реклама»
- Основная и дополнительная учебная литература
- Справочная:
- Дополнительная:
- Содержание разделов и тем учебной дисциплины
- Раздел 1. Этика как наука. Мораль и нравственность как предмет этики тема 1. Этика как наука. Мораль как предмет этики.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2. Историческое становление нравственности и ее современное состояние. Мировые тенденции развития нравов
- Тема 3. Этические категории и нравственные ценности
- Раздел 2. История мировой этической мысли
- Тема 4. Этика древнего мира и средневековья
- Тема 5. Европейская этика XV-XX веков
- Тема 6. Этические размышления руских мыслителей
- Раздел 3. Этика и социальная практика
- Тема 7. Реализация этических моделей в
- Тема 8. Этика и социальное управление
- Тема 9. Профессиональная этика. Этика и этикет
- 5. Контрольные задания
- 6. Глоссарий