Тема 4. Этика древнего мира и средневековья
Основные этические школы Древней Индии. Ортодоксальные школы. Брахманизм о духовной сущности человека и вечном круговороте жизни, о пользе правильной жизни и воздержании от пороков. Неортодоксальные школы. Джайнизм. Буддизм о жизни как страдании и пути преобразования внутреннего мира человека. Четыре «благородные истины» и «восьмеричный путь».
Основные этические школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, их тесная связь с обыденным сознанием. Этика Конфуция о человеколюбии, доброжелательности и уважительности как цели нравственного совершенствования. «Золотое правило нравственности». Даосизм. Учение о дао (пути, судьбе) и мудрой, правильной жизни. Легизм о приоритете закона над нравственной регуляцией поведения людей.
Этическая мысль Древней Греции. Моральный релятивизм софистов и моральный абсолютизм Сократа. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Этический рационализм Сократа. Его призыв: «Познай самого себя». Сократ как основоположник эвдемонистической традиции. Гражданская этика Сократа. Сократические школы: платоническая, киренская, киническая. Платон о душе. Учение Платона об этических основаниях социальной гармонии. Киренская школа гедонистической этики: удовольствие как высшее благо. Киники о приоритете духовных ценностей о свободе как высшем благе. Этика Аристотеля. Вклад Аристотеля в развитие этики. Учение Аристотеля о высшем благе и о добродетелях. Учение о справедливости. Этика Эпикура. Эвдемонизм этики Эпикура. Классификация удовольствий. Этические взгляды римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Древнегреческие и древнеримские мыслители о «сущности добродетели».
Этика Средневековья: человеческая и общественная жизнь «под знаком вечности». Христианские и мусульманские мыслители о проблеме соотношения свободы воли и предопределения, добродетели и благодари, разума и веры в спасении. Августин Блаженный, Фома Аквинский. Кардинальные и теологические добродетели.
Литература:
1,2,3,5,6,10
Вопросы для самоконтроля:
-
Обоснуйте «золотое правило нравственности». Назовите поступки, которые вы не хотели бы совершать из соображений «золотого правила».
-
Назовите основные принципы нравственности по Конфуцию.
-
В чем суть «четырех благородных истин» буддизма, и каковы пути их достижения?
-
Что такое добродетель? Каким должен быть добродетельный человек?
-
Что означает правило Сократа «Познай самого себя»?
-
Какую роль, с точки зрения Сократа, должна выполнять этика в общественной жизни?
-
Раскройте содержание учения Аристотеля о высшем благе и добродетелях.
-
Что такое античный эвдемонизм?
-
Какие проблемы оказались в центре эпикурейской этики?
-
Почему римский стоицизм учил «спокойно переносить все превратности, не споря с природой»?
-
В чем особенности христианской этики?
-
Каковы главные принципы мусульманской этики?
- «Государственный университет управления»
- По учебной дисциплине
- Москва – 2009
- На заседании кафедры философии
- Обсуждены и одобрены
- 1. Организационно-методические указания
- 2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для всех специальностей, кроме «рекламы»
- Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для специальности «реклама»
- Основная и дополнительная учебная литература
- Справочная:
- Дополнительная:
- Содержание разделов и тем учебной дисциплины
- Раздел 1. Этика как наука. Мораль и нравственность как предмет этики тема 1. Этика как наука. Мораль как предмет этики.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2. Историческое становление нравственности и ее современное состояние. Мировые тенденции развития нравов
- Тема 3. Этические категории и нравственные ценности
- Раздел 2. История мировой этической мысли
- Тема 4. Этика древнего мира и средневековья
- Тема 5. Европейская этика XV-XX веков
- Тема 6. Этические размышления руских мыслителей
- Раздел 3. Этика и социальная практика
- Тема 7. Реализация этических моделей в
- Тема 8. Этика и социальное управление
- Тема 9. Профессиональная этика. Этика и этикет
- 5. Контрольные задания
- 6. Глоссарий