1. Организационно-методические указания
Этика является одной из древнейших наук. Она возникла и в течение длительного времени развивалась в рамках философии. Оставаясь и сегодня важнейшей частью философии, этика обретает в то же время особый статус в системе современного научного знания и особое место в современной культуре.
Этика по-прежнему обращается к разрешению фундаментальных нравственных проблем жизни человека и общества и ищет ответы на «вечные» и «проклятые» вопросы: в чем состоит смысл жизни и предназначение человека, какова природа счастья и любви, в чем корень добра и зла, как определить меру социальной справедливости и личной ответственности. В то же время, современное общество все настойчивее требует от этики ответа на такие «практические» вопросы, как: существует ли нравственная аргументация в пользу эвтаназии и смертной казни, можно ли оправдать интересами своего государства продажу оружия другим государствам, должны ли существовать нравственные ограничения в деятельности средств массовой информации, должны ли существовать этические рамки для научной, предпринимательской деятельности, и многие другие. Для компетентного решения этих вопросов этика вынуждена обращаться за помощью к другим наукам – социологии, психологии, биологии, криминологии. Осознание острой потребности общества в подобного рода этическом знании, возникающем на стыке философской теории с новейшими теоретическими разработками частных наук, привело к появлению в ХХ веке так называемой «прикладной этики».
Все свидетельствует о том, что именно прикладная этика становится сегодня наиболее востребованным обществом видом этического знания, способным помочь ему в решении стоящих перед ним проблем.
Этика как учебная дисциплина представляет собой важный элемент единого комплекса гуманитарных дисциплин, включающих в себя логику, риторику, культурологию, историю, философию, и призвана способствовать формированию общей интеллектуальной и нравственной культуры человека.
Целью данной учебной дисциплины является изучение истории и теории этики, процесса исторического развития морали и ее современного состояния, знакомство с основами социальной и прикладной этики, главными аспектами этики управления.
Данная программа предназначена для студентов заочной форм обучения. Она разработана в соответствии с общими требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех специальностей ГУУ.
Программа данного курса рассчитана на 60 часов (для специальности «реклама» - 120 часов). Для студентов трехлетнего обучения: 2 часа лекций, 2 часа консультаций и 56 часа самостоятельных занятий (для специальности «реклама» - 116 часов); для студентов четырехлетнего и шестилетнего обучения: 4 часа лекций, 2 часа консультаций и 54 часа самостоятельных занятий (для специальности «реклама» - 114 часов). Она включает в себя следующие разделы: «Этика как наука», «История этических учений» и «Этика и социальная практика». Программа содержит список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) по разделам и темам дисциплины, а также варианты контрольного задания.
Формой контрольного задания является изложение тезисов по трем вопросам, представляющих срез полученных в ходе самостоятельного изучения студентом знаний по заявленным трем разделам программы.
Изучение учебной дисциплины завершается итоговым контролем – зачетом, в ходе которого студент должен продемонстрировать знание места этики в структуре современного научного знания; структуры и основных видов современной этики; специфики и особенностей понимания предмета этики в рамках общей и прикладной, институциональной и профессиональной этик; соотношения общефилософского и прикладного этического знания; основных способов и видов социального приложения этического знания; сущности этического анализа социальных процессов; основных исторических этапов развития этического знания, главных школ, направлений, концепций; важнейших вех и тенденций развития нравов и общественного нравственного сознания; роли морали как универсального регулятора общественных отношений в создании, поддержании и защите принципов и ценностей гражданского общества; основных нравственных проблем современного общества и предлагаемых способов их решения в рамках наиболее влиятельных этических концепций; специфики и особенностей взаимодействия морали как формы общественного сознания с другими формами (наукой, правом, религией, искусством, политикой); специфики и особенностей морали как одного из видов социальной регуляции; места и роли морали в разрешении межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных и межконфессиональных, межкультурных конфликтов; места и роли морали в социальном развитии; важнейших понятий и категорий общественного морального сознания и общей этики и их преломление в ценностно-нормативных кодексах профессиональной и прикладной этики; смысла и содержания понятий «социально-ответственное», «социально-полезное» поведение; состояния, «открытых проблем» и основных подходов к осмыслению и решению этих проблем в рамках современной институциональной этики (экономической, правовой, политической, этики СМИ, инфоэтики, биоэтики, этики образования и воспитания, этики менеджмента); наиболее злободневных проблем прикладной этики; роли и значения морали и этики в государственном и социальном управлении; истории формирования и содержание основных концепций этики управления; норм, ценностей, принципов профессиональной этики менеджера в современном социо-культурном контексте; принципов и правил этики и культуры межличностного общения (в том числе, опосредованного техникой: телефон, Интернет и пр.).
Студент также должен показать, что он умеет оценивать социальные явления с точки зрения моральных ценностей; учитывать ценностно-нормативную составляющую социальной практики; прилагать этические понятия и категории к социальной практике; оценивать действия, поступки, решения в категориях «социально-ответственного» и «социально-полезного» поведения»; формировать и критически оценивать нравственные суждения; этически обосновывать свой нравственный выбор; отстаивать свои моральные убеждения и гражданскую позицию в ситуации диалога и полемики; использовать этические знания в процедуре принятия управленческих решений. Кроме того, студент должен продемонстрировать, насколько он владеет методами и приемами аргументации в области этики, навыками комплексного подхода (на стыке этики и других социальных, гуманитарных и экономических наук) к анализу социальной практики, навыками применения этических знаний в управленческой деятельности.
- «Государственный университет управления»
- По учебной дисциплине
- Москва – 2009
- На заседании кафедры философии
- Обсуждены и одобрены
- 1. Организационно-методические указания
- 2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для всех специальностей, кроме «рекламы»
- Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для специальности «реклама»
- Основная и дополнительная учебная литература
- Справочная:
- Дополнительная:
- Содержание разделов и тем учебной дисциплины
- Раздел 1. Этика как наука. Мораль и нравственность как предмет этики тема 1. Этика как наука. Мораль как предмет этики.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2. Историческое становление нравственности и ее современное состояние. Мировые тенденции развития нравов
- Тема 3. Этические категории и нравственные ценности
- Раздел 2. История мировой этической мысли
- Тема 4. Этика древнего мира и средневековья
- Тема 5. Европейская этика XV-XX веков
- Тема 6. Этические размышления руских мыслителей
- Раздел 3. Этика и социальная практика
- Тема 7. Реализация этических моделей в
- Тема 8. Этика и социальное управление
- Тема 9. Профессиональная этика. Этика и этикет
- 5. Контрольные задания
- 6. Глоссарий