20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
Периодизация: Алексей Николаевич Леонтьев -12-15 лет; Даниил Борисович Эльконин - от 11 до 13-14 лет; Эрик Эриксон - 12-18 лет.
Эльконин писал, что основным в психическом развитии в период подросткового возраста является возникновение и формирование чувства взрослости. Т.В. Драгуновой было установлено, что в подростковом возрасте возникает интерес к своей личности и начинает складываться более или менее отчетливое представление о ней. Подростки обращаются к анализу своей личности как средству, необходимому для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими. Весь подростковый период проходит под знаком решения задач на установление взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Если отношения взрослых к ребенку в этот период остаются прежними, т.е. к нему продолжают относиться как к маленькому, или если в коллективе сверстников ребенок не находит признания своей взрослости, то это неизбежно приводит к конфликтам и затягивает переходный период. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у них не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» школьным предметам.
В подростковом возрасте, именно благодаря деятельности общения и ориентации на себя при решении задач на взаимоотношения, возникает не только новый уровень самосознания, но углубляется его социальное содержание. Возникают задачи овладения качествами и знаниями, необходимыми для будущей деятельности. Этим обозначается переход к новому периоду развития —юности.
Возможные проблемы психического развития в подростковый период:
1.
биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем;
2.
неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития;
3.
проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья.
4.
проблемы в учебной, познавательной деятельности (несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени, снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности, потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог).
5.
личностная, межличностная сферы (самоотношение, самопознание, самопринятие, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения в семье, стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании);
6.
проблемы в эмоциональной сфере (проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид).
Потребностью в самоутверждении можно объяснить многие факты нарушения норм и правил поведения, которые обозначают как девиации. Девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Иначе говоря, это действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам.
Типичным проявлениям девиантного поведения являются ситуационные поведенческие реакции: демонстрации (внешний вид), агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; уходы из дома, бродяжничество, алкоголизм, наркомания. Антиобщественные действия сексуального характера, попытки суицида.
При недостатке родительской безусловной любви, ласки, внимания, защитным механизмом будет выступать отчуждение. Такие подростковые девиации как протест, отказ, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей у подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую, потребительскую направленность. Такие подростки инфантильны, примитивны в суждениях, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам человека приводит к «отрицательному лидерству», порабощение более слабых.
Диагностика включает в себя изучение родительского отношения (Тест опросник родительского отношения ОРО), для понимания практикуемых в общении с ним поведенческих стереотипов, особенностей восприятия его личности, поступков, отклонений в поведении; оценку акцентуаций характера, а также выраженности девиантных и делинквентных форм поведения у подростков (патохарактерологический диагностический опросник ПДО Личко); поведения в экстремальных или стрессовых ситуациях (Коппинг-тест Лазарус); уровня социально-психологической адаптации (оценка социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Роджерс и Р. Даймонд); выявление уровня познавательной активности, тревожности и гнева как наличное состояние и как свойство личности (опросник исследования тревожности Спилбергера); различных форм агрессивных и враждебных реакций (опросник Басс-Дарки).
В реабилитационной работе с подростками с отклонениями в поведении выделяются следующие направления:
Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов; восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию); усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, хороших привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов.
- 1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.
- 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
- 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции л.С. Выготского.
- 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
- 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
- 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти.
- 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания.
- 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.
- 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений.
- 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
- 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания.
- 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности.
- 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии.
- 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
- 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.
- 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
- 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
- 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
- 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте.
- 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе.
- 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский л.С., Давыдов в.В., Эльконин д.Б. И др.).
- 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
- 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения.
- 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.
- 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи.
- 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
- 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (ж.-ж. Пиаже, л.С. Выготский).