logo search
Социальная психология (экзамен)

Трудности общения.

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиции различных отраслей психологии: общей, возвратной и педагогической, социальной, психологии труда.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление неподходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Можно также различать трудности, возникающие из - за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей.

Трудности в общении могут также возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в неодинаковом уровне развития.

Трудности педагогического общения можно объединить в 3 основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение.

Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего – все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.

Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости, отчужденность, одиночество, невротизация.