Трудности общения.
Трудности общения могут быть рассмотрены с позиции различных отраслей психологии: общей, возвратной и педагогической, социальной, психологии труда.
Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.
Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.
Причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление неподходящих к данному случаю способов обращения с партнером.
Можно также различать трудности, возникающие из - за несовершенства средств общения. Человек может из-за различных личностных особенностей вызвать у партнера отрицательную эмоциональную реакцию, общение с ним может препятствовать удовлетворению значимых для этого человека потребностей.
Трудности в общении могут также возникать из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта. Несходство жизненного опыта представителей разных возрастных групп выражается в неодинаковом уровне развития.
Трудности педагогического общения можно объединить в 3 основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.
Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль.
Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.
Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение.
Специфическая группа трудностей общения возникает между людьми в ситуациях, рассмотрение которых является компетенцией юридической психологии. Общение следователя и подследственного, следователя и свидетеля, следователя и потерпевшего – все эти виды общения характеризуются своими психологическими трудностями.
Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. «Не находя себя в себе», тревожный пытается «найти себя во вне», в частности в оценках и мнениях окружающих о нем, становясь к ним более чувствительным, а иногда и инициируя их проявление.
Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного общения и проявляющимся в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.
К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости, отчужденность, одиночество, невротизация.
- Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. Психологии в системе научного знания.
- Социально-психологическая комплектность личности.
- Методы соц.-психологического исследования.
- Характеристика соц. Психологических теорий личности (на примере психоанализа з. Фрейда, к. Юнга, а. Адлера и др.)
- Психоанализ Карла Юнга
- Психоанализ а.Адлера.
- Понимание личности с позиции гуманистической психологии.
- Трансакционный анализ по теории Берна
- Социально-психологическая комплектность личности.
- Средства общения.
- Невербальные средства общения.
- Социально – психологическая характеристика общения.
- Виды социальных отношений.
- Виды общения.
- Функция общения – информационная - коммуникативная.
- Функция общения – аффективно-коммуникативная.
- Подтверждающая функция общения.
- Трудности общения.
- Деформация общения.
- Коррекция общения. .
- Криминогенный аспект в общении. (уч. Стр. 111)
- Сущность социально-психологического воздействия. (уч. Стр.279)
- Способы и методы социально-психологического воздействия. (уч. Стр 280)
- Особенности императивного вида общения.
- Особенности манипулятивного вида общения.
- Типология манипуляций.
- Актуализация. Самоактуализация.
- Причины манипулирования.
- Сравнительная характеристика манипуляторов и актуализаторов.
- Психология толпы(учебник).
- Психология моды.(интернет)
- Перцептивные механизмы в ситуациях межличностного взаимодействия.Эмпатия.Каузальная атрибуция.
- Модель «Окно Джогарри».(конспект)
- Механизмы идентификации и аттракции.(конспект)
- Понятие личности в социальной психологии. Темперамент. Характер.(конспект)
- Акцентуация характера.(конспект)
- Классификация акцентуации характера. (конспект)
- Виктимология как наука. Виктимность (википедия)
- Социально-психологическая классификация семьи.
- Функции семьи
- Социально-психологические проблемы семьи
- Предупреждение нарушений процесса социализации несовершеннолетних в семьях группы риска
- Факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции семьи
- Социально психологические проблемы семьи
- Стрессоустойчивость
- Социальная напряженность
- Причины социальной напряженности
- Характеристика конфликтов
- Конфликты в различных общностях
- Урегулирование конфликтов