logo search
Методичка 3 сем Этика (для всех)

Тема 4. Этика древнего мира и средневековья

Основные этические школы Древней Индии. Ортодоксальные школы. Брахманизм о духовной сущности человека и вечном круговороте жизни, о пользе правильной жизни и воздержании от пороков. Неортодоксальные школы. Джайнизм. Буддизм о жизни как страдании и пути преобразования внутреннего мира человека. Четыре «благородные истины» и «восьмеричный путь».

Основные этические школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, их тесная связь с обыденным сознанием. Этика Конфуция о человеколюбии, доброжелательности и уважительности как цели нравственного совершенствования. «Золотое правило нравственности». Даосизм. Учение о дао (пути, судьбе) и мудрой, правильной жизни. Легизм о приоритете закона над нравственной регуляцией поведения людей.

Этическая мысль Древней Греции. Моральный релятивизм софистов и моральный абсолютизм Сократа. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Этический рационализм Сократа. Его призыв: «Познай самого себя». Сократ как основоположник эвдемонистической традиции. Гражданская этика Сократа. Сократические школы: платоническая, киренская, киническая. Платон о душе. Учение Платона об этических основаниях социальной гармонии. Киренская школа гедонистической этики: удовольствие как высшее благо. Киники о приоритете духовных ценностей о свободе как высшем благе. Этика Аристотеля. Вклад Аристотеля в развитие этики. Учение Аристотеля о высшем благе и о добродетелях. Учение о справедливости. Этика Эпикура. Эвдемонизм этики Эпикура. Классификация удовольствий. Этические взгляды римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Древнегреческие и древнеримские мыслители о «сущности добродетели».

Этика Средневековья: человеческая и общественная жизнь «под знаком вечности». Христианские и мусульманские мыслители о проблеме соотношения свободы воли и предопределения, добродетели и благодари, разума и веры в спасении. Августин Блаженный, Фома Аквинский. Кардинальные и теологические добродетели.

Литература:

1,2,3,5,6,10

Вопросы для самоконтроля:

  1. Обоснуйте «золотое правило нравственности». Назовите поступки, которые вы не хотели бы совершать из соображений «золотого правила».

  2. Назовите основные принципы нравственности по Конфуцию.

  3. В чем суть «четырех благородных истин» буддизма, и каковы пути их достижения?

  4. Что такое добродетель? Каким должен быть добродетельный человек?

  5. Что означает правило Сократа «Познай самого себя»?

  6. Какую роль, с точки зрения Сократа, должна выполнять этика в общественной жизни?

  7. Раскройте содержание учения Аристотеля о высшем благе и добродетелях.

  8. Что такое античный эвдемонизм?

  9. Какие проблемы оказались в центре эпикурейской этики?

  10. Почему римский стоицизм учил «спокойно переносить все превратности, не споря с природой»?

  11. В чем особенности христианской этики?

  12. Каковы главные принципы мусульманской этики?