logo search
Мельникова Анна ВКР

3. Проективная методика «Несуществующее животное».

Цель: диагностика личностных особенностей. Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием". Психолог отмечает все реакции:

-вербальные; -невербальные; -стирания и к чему они приводят;

-порядок рисования объектов, наличие пауз.

По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).

Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.

Признаки агрессии на рисунке:

-острые импульсивные линии, сильный нажим;

-общий характер агрессивный, нападающий;

- наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) - вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)

Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе:

- злой характер;

- питается животными, людьми;

- очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;

- удаленное место жительства;

- одиночество животного.

4. Экспертная оценка педагогов – воспитателей.

На завершающем этапе исследования предметом анализа стали субъективные оценки педагогов относительно поведения исследуемых детей.

Для повышения объективности данных мы опросили относительно каждого ребенка пять взрослых людей: 2 воспитателя, психолога, педагога дополнительного образования и помощника воспитателя.

Педагогам было предложено 15 утверждений, каждое из которых они должны были оценить по 10-ти бальной шкале.

При подготовке к этому этапу работы мы исходили из предположения, что педагоги, постоянно работающие с исследуемой группой детей, должны иметь достаточный объем информации о своих подопечных. Ежедневно взаимодействуя с детьми, педагоги способны предоставить нам сведения о возможном поведении детей в различных ситуациях. В то же время, мнение каждого отдельного педагога очень субъективно (различия в оценках педагогами одного и того же ребенка могут быть предметом специального исследования), при обработке результатов это надо учитывать.