2.1 Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей
Чтобы зафиксировать агрессивные проявления в поведении детей, мы провели непосредственное непричастное наблюдение за детьми в детском саду. Наблюдение называют лучшим методом для изучения агрессивного поведения. Полевое наблюдение дает возможности фиксировать поведенческие акты в естественных условиях существования детей.
Трудность при использовании этого метода представляет количественное описание наблюдаемых фактов.
Для составления схемы наблюдения мы обратились к классификации поведенческих актов, данной Ю.Б.Гиппенрейтер (6) и составили контрольный список факторов, которые предполагалось фиксировать:
а) внешние проявления физиологических процессов- угрожающие позы, гримасы, враждебные взгляды, покраснения лица, измененное дыхание;
б) движения и жесты – сжимание кулаков, стук кулаком, удары, использование агрессивной символики в жестах;
в) действия – участие в драках, нападение на сверстников, реактивная агрессия, крики, нецензурные выражения;
г) поступки – системы целенаправленных действий с целью причинения вреда.
Наблюдение проводилось во время прогулки за каждым ребенком в отдельности, при этом выбирались ситуации, когда он взаимодействовал со сверстниками.
Факты наблюдаемого поведения мы заносили в таблицы №1 (для детей с неполными семьями) и №2 (для детей с полными семьями).
Задачи нашего наблюдения определили его особенности. Методы групповой диагностики предполагают кратковременность измерений, обобщенность в интерпретации данных. Для нас было важно увидеть разницу в поведении групп детей из неполных и полных семей.
Отдельно мы определили формы агрессивного поведения, которые демонстрировали дети.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности в современной психологии.
- Глава 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей
- Введение
- 1.1 Анализ подходов к понятию агрессии. Классификации агрессии.
- Анализ понятия «агрессивность»
- 1.2 Особенности 5-6-тилетнего возраста, общая активность и агрессивность детей
- 1.3 Неполная семья как фактор детской агрессивности
- 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей.
- 2. Назначение теста
- Описание теста
- Инструкция к тесту
- 3. Проективная методика «Несуществующее животное».
- 2.1 Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей
- Литература