logo
Мельникова Анна ВКР

2.1 Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей

Чтобы зафиксировать агрессивные проявления в поведении детей, мы провели непосредственное непричастное наблюдение за детьми в детском саду. Наблюдение называют лучшим методом для изучения агрессивного поведения. Полевое наблюдение дает возможности фиксировать поведенческие акты в естественных условиях существования детей.

Трудность при использовании этого метода представляет количественное описание наблюдаемых фактов.

Для составления схемы наблюдения мы обратились к классификации поведенческих актов, данной Ю.Б.Гиппенрейтер (6) и составили контрольный список факторов, которые предполагалось фиксировать:

а) внешние проявления физиологических процессов- угрожающие позы, гримасы, враждебные взгляды, покраснения лица, измененное дыхание;

б) движения и жесты – сжимание кулаков, стук кулаком, удары, использование агрессивной символики в жестах;

в) действия – участие в драках, нападение на сверстников, реактивная агрессия, крики, нецензурные выражения;

г) поступки – системы целенаправленных действий с целью причинения вреда.

Наблюдение проводилось во время прогулки за каждым ребенком в отдельности, при этом выбирались ситуации, когда он взаимодействовал со сверстниками.

Факты наблюдаемого поведения мы заносили в таблицы №1 (для детей с неполными семьями) и №2 (для детей с полными семьями).

Задачи нашего наблюдения определили его особенности. Методы групповой диагностики предполагают кратковременность измерений, обобщенность в интерпретации данных. Для нас было важно увидеть разницу в поведении групп детей из неполных и полных семей.

Отдельно мы определили формы агрессивного поведения, которые демонстрировали дети.