logo search
ПСИХОЛОГИЯ / Материалы для студентов / Психология / РЕБЕНОК И БОЛЕЗНЬ

Артериальная гипертония

Е.Р. Калитеевская

Патохарактерологический диагностический опросник выявил у детей, больных пограничной артериальной гипертонией, доминирование эмоционально-лабильного типа акцентуации характера, который часто сочетался с истероидным типом. Можно говорить об их чрезмерной впечатлительности, повышенной чувствительности к отношению и оценкам окружающих. Истероидные черты в данном случае, видимо, облегчают соматизацию тревоги.

РАК

Е.Т. Соколова, В.В. Николаева

Дети 6-8-летнего возраста не могут осознать тяжесть своего заболевания. Наиболее остро в условиях больницы они переживают ограничение движений и учебой деятельностью. Раздражительность усиливается ситуацией фрустрации. Жалобы на лечение оцениваются тяжелее, чем сама болезнь. Болезнь приводит к сильной субъективной зависимости от родителей.

Для подростков ситуация болезни становится психической травмой, поскольку у них уже достаточно развито самосознание, самоотношение. У части больных возникает ощущение остановленности жизни, покинутости, дружеские связи считаются потерянными. Ограничение общения и движений остается проблемой. Изменение внешности в результате лечения (выпадение волос, прибавка в весе) оцениваются как преграда в общении. Отмечается сильная привязанность к родителям. Наблюдается замкнутость, уход в себя. Другая часть подростков считает болезнь временной преградой, верит в возможность будущего, строит планы, что является стимулом для компенсаторного защитного механизма.. Третья группа (после ампутации конечности при саркоме кости) считает болезнь преодоленной, когда боль после операции исчезает или ослабляется.). В результате у них повышается самооценка, идет поиск форм деятельности, в которых телесный недостаток незаметен. Наблюдается уход от болезни в фантазии, что также является защитным механизмом поддержания эмоционально-ценностного отношения к себе.

И. Энгстрем, Б. Ларссон

В Швеции каждый год примерно 250 детей и подростков заболевают раком. Примерно треть диагнозов составляет лейкемия, четверть — опухоли ЦНС и другие. В последние десятилетия прогноз по поводу рака улучшился [Novakovic, 1994]. Раньше это была смертельная болезнь, сегодня 2/3 заболевших детей вылечивают, но при некоторых формах рака для 26-98% заболевших продолжительность жизни варьирует в пределах пяти лет.

Течение и лечение различных видов рака можно подразделить на четыре фазы: диагностику, интенсивное лечение, поддерживающее лечение, наблюдение после окончания лечения. Медицинское лечение продолжительно, зачастую оно сопровождается большими нагрузками для ребенка и семьи, прогноз не всегда ясен. В большинстве случаев лечение проходит успешно, но иногда отмечаются осложнения в виде рецидивов или смерти.

Обычно родители, прежде всего те, кто мало знает о раке, испытывают шок, услышав такой диагноз [Магку, 1982; van Dongen-Melman och Sanders-Woudstra, 1986]. Особенно тяжело родителям, которые не совсем правильно восприняли информацию [Магку, 1982]. Поэтому надо обязательно поговорить о болезни с ребенком и родителями.

В начале болезни, как правило, требуется госпитализация, проведение многочисленных анализов и лечение, что может вызвать массу трудностей. Родители должны находиться рядом с ребенком, поэтому вынуждены брать отпуск на работе. В это время им нужна постоянная поддержка близких и друзей, информации от врачей и медицинского персонала. Часто в первое время семья отдаляется от окружающих, у нее не остается свободного времени. Несмотря на все заботы и проблемы, отношения между супругами во время болезни ребенка улучшаются, они становятся более близкими друг другу [Barbarin et al., 1985], в этот период редко случаются разводы. Напряжение возникает обычно в тех семьях, где стресс из-за болезни ребенка воспринимается родителями по-разному.

Во время поддерживающего лечения родители, как правило, возвращаются к своей работе. Но у многих остаются чувство усталости, проблемы со сном и беспокойство по поводу здоровья ребенка и возможных рецидивов болезни. У матерей, которым недостает поддержки, может начаться депрессия [Speechley och Noh, 1992]. Братья и сестры больного ребенка могут переживать из-за того, что им уделяется меньше внимания в семье, хотя большинство относится к этому нормально, без очевидного стресса и психических нарушений [Магку, 1982].

Больной раком ребенок обычно подвергается интенсивному часто повторяющемуся лечению, которое требует длительного пребывания в больнице. Взятие анализов, процедура наркоза или проведение других медицинских манипуляций могут вызвать у него неприятные или болезненные ощущения. При лечении может также измениться внешность ребенка.

Порой возникает опасность сопутствующих инфекций, поэтому больного ребенка лучше на время изолировать от общества, друзей, ограничить его физическую активность. Во время болезни ребенок испытывает соматические симптомы, например слабость, а также недостаток самоконтроля [Магку, 1982; van Dongen-Melman och Sanders-Woudstra, 1986]. Эти проблемы являются последствием серьезного заболевания.

Из-за того, что ребенок пропускает школу, обычно нарушается общение с товарищами, он отстает от школьной программы [Kupst, 1992; Noll et al., 1993]. Обычно больной ребенок получает образование дома. У детей, страдающих опухолью мозга и подвергающихся облучению, есть риск развития нарушений психосоциальных и когнитивных функций [Lanneving et al., 1989; Eiser, 1991; Mulhern et al., 1993]. Поэтому в последние годы стало больше ограничений для облучения ЦНС у маленьких детей. У детей постарше, которых лечат облучением или цитостатиками, есть риск возникновения осложнений в форме когнитивных дефектов (проблемы с памятью, вниманием или концентрацией, трудности с чтением или математикой) [Cousens et al., 1988; Peckham et al., 1988; Eiser, 1991]. Это может привести к тому, что ребенку потребуется специальное обучение.

Долговременный прогноз для детей, которые прожили более пяти лет после болезни, предполагает и в дальнейшем трудности в психосоциальной адаптации, особенно у тех, кого лечили облучением в ранние годы [Lanneving et al., 1989]. У детей с опухолью мозга часто возникают трудности с обучением, соматические проблемы, связанные с функциональными ограничениями [Mulhern et al., 1989; Wrcheletal., 1989; Eiser och Havermans, 1994].

Применение болеутоляющих средств и лечение при раке должны быть эффективными [McCrath et al., 1990]. Родители переживают тяжелые времена, когда у ребенка возникает рецидив или он умирает.

На ранних стадиях болезни родители хотят не только услышать конкретную информацию о том, насколько профессионально проводится лечение, но и получить поддержку, быть в контакте с врачами. Они часто ищут другие семьи с такими же ситуациями. Долгое наблюдение семей с больным ребенком показывает, что хорошо адаптируются в психосоциальном плане после окончания лечения чаще всего те семьи, где хорошо владели ситуацией во время болезни. Немаловажны также поддержка со стороны друзей и родственников, общение с другими людьми.

Худший психосоциальный прогноз у больных раком детей был связан с поздним дебютом болезни и рецидивом (особенно если опухоль локализовалась в мозге), а также другими стресс-факторами в семье (например, материальные проблемы).

Несмотря на улучшение прогноза относительно некоторых форм рака, дети все равно умирают. Многие родители с этим справляются, но спустя несколько лет у них возможно развитие психических проблем [Spinetta et al., 1981; Rando, 1983]. Риск выше, если болезнь протекала долго и социальная поддержка семьи была слабой [Rando, 1983]. Если ребенок умирает, родители всегда нуждаются в психологической поддержке. Интенсивная поддержка семьи в это самое тяжелое время может дать родителям возможность лучше справиться с ситуацией [Кupst och Schulman, 1988].

При взятии анализов, лечении цитостатиками и осложнениях эффективно применение фармакологических средств, но можно использовать и психологические методы, чтобы сгладить неприятные ощущения. Гипноз или абстрагирование от ситуации могут уменьшить переживание ребенком боли или страха [Manne et al., 1990; Mensson Edvinsson et al., 1993].

Перед возвращением к прежним условиям, в школу ребенка нужно специально готовить, чтобы облегчить адаптацию. После болезни многие дети по-другому осмысливают жизнь, лучше видят ее позитивные стороны [Marky, 1982; Chester ei al., 1992].