Бронхиальная астма
И. Энгстрем, Б. Ларссон
Астма — одно из частых хронических соматических заболеваний, она бывает у 5-7 процентов детей и подростков [Sjolin och Smedby, 1979; Brembergoch Kjelhnan, 1985]. В последнее десятилетие заболеваемость астмой увеличилась. Хотя прогноз достаточно хороший, болезнь обычно означает длительное течение, постоянные посещения врача [Bremberg och Kjellman, 1985] Считается, что по сравнению с другими хроническими болезнями астма чаще вызывает психосоциальные нарушения у детей и подростков, но на самом деле риск не настолько велик [Mrazek 1985; Kashaniet al., 1988]. Большинство детей с хронической астмой нормально адаптируются в психосоциальном плане [Kashani et a!., 1988; Perrin et al., 1989].
В некоторых случаях болезнь может вызывать страх и беспокойство, ухудшение отношений с ровесниками, уменьшение физической активности. Но исследования связи между уровнем проблем, вызванных астмой, и психосоциальной функцией детей дали противоречивые результаты. Эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка чаще связывали с плохим уходом [Norris et al., 1977]. Дети, которые умерли от астмы, обычно пребывали в состоянии тяжелой депрессии, у них были конфликты с родителями и плохой самоконтроль [Strunk et al., 1985]. Нарушения функции семьи могут быть следствием нагрузки и стресса из-за болезни ребенка [Gustafssonet al., 1987, 1994].
Чтобы уменьшить беспокойство и страх ребенка, которые могут возникнуть в связи с астмой, усилить его контроль за симптомами болезни, используется психологическое лечение. Профилактическое лечение направлено на раннее выявление значимых эмоциональных нарушений, более эффективное использование лекарств, снижение числа приступов, увеличение объема информации, которая может быть полезной в случае, если человек будет искать помощи [Dahl el al., 1990; Evans et al., 1990].
Лечение, проводимое пол руководством и наблюдением медсестры, обучение больного самоконтролю, осознание проблем, вызванных болезнью, увеличение компетенции семьи — все это может оказать эффективную помощь ребенку [Fireman et al., 1981; Rakos et al, 1985; Rubin et al 1986]. Даже оздоровительные обучающие программы для детей с астмой и их семей могут снизить количество приступов и продолжительность заболевания [Evan et. al., 1990].
Д.Н. Исаев
Определенную особенность представляют семьи детей, страдающих бронхиальной астмой. 30% этих семей были неполными. Разводы родителей в ряде случаев оказались непосредственной причиной или провокацией возникновения заболевания. В каждой четвертой семье родители злоупотребляли алкоголем. Очень велика роль родителей, имеющих своеобразные черты личности: претенциозность, подозрительность, ревнивость и др. Лишь в незначительном числе семей психологический климат был благоприятным. В подавляющем большинстве случаев родители в той или иной степени обнаруживали несостоятельность как воспитатели, не умели устанавливать гармоничные взаимоотношения в семье.
Неблагоприятная семейная обстановка, особенности личности больных, трудности приспособления к детскому коллективу, тяжелое или среднетяжелое течение бронхиальной астмы — все эти и некоторые другие факторы приводят к тому, что у 10% больных детей возникают нервно-психические расстройства. Среди детей, лечившихся в стационаре, количество больных с этими осложнениями доходило до 63%. Наиболее частые проявления — невротические симптомы, отражающие переживания больных в связи с разочарованиями и конфликтами, и астенические, вызванные как нарушением дыхания, так и другими воздействиями на организм. Когда поступление кислорода в ЦНС постоянно нарушается из-за препятствий при прохождении воздуха через дыхательные пути, создаются особенно благоприятные условия для возникновения нервно-психических расстройств. Дети становятся плаксивыми, раздражительными, у них нарушается память, утяжеляется усвоение школьной программы, в особенно тяжелых случаях стойко снижается настроение, могут появиться судорожные приступы, которые, как правило, провоцируются неприятными переживаниями.
Г. Эберлейн
Почти всегда началу астмы предшествует какое-то серьезное событие, которое не было преодолено и которое формирует чувство страха. Его последствия — это чувство стесненности, судорога бронхов при дыхании. Чаще всего болезнь начинается в возрасте 2-4 лет. Как правило, это дети, окруженные особой заботой, матери их чрезмерно оберегают. Усилению астматического состояния предшествуют также семейные конфликты. Для такого ребенка приступ бронхиальной астмы часто является формой агрессивности, и чем заметнее доминирование матери над ним, тем более интенсивны эти проявления. Родители не должны управлять ребенком только с помощью запретов, ждать проявлений астмы. Постоянный страх матери переносится на ребенка и интенсифицирует болезнь. Временное отсутствие матери в семье может вести к исчезновению приступов бронхиальной астмы.
- Ребенок и болезнь содержание
- Внутренняя картина болезни
- Реакция личности ребенка на болезнь
- Формирование внутренней картины болезни у детей
- Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение
- Адаптация детей к детским учреждениям и больнице
- Смерть в мире детей
- Психологические особенности детского горя
- Понятие о психосоматических заболеваниях
- Влияние семьи на риск психосоматических заболеваний и их течение
- Частная симптоматика часто болеющий ребенок в семье
- Бронхиальная астма
- Заболевания легких
- Кожные заболевания
- Болезни желудка и кишечника
- Артериальная гипертония
- Диабет I типа
- Подростковый ревматоидный артрит
- Ребенок-инвалид
- Литература