Диабет I типа
И. Энгстрем, Б. Ларссон
Диабет I типа проявляется обычно между тремя и пятнадцатью годами. Он отличается от других хронических болезней однородным течением.
В 1950-е гг. существовали различные теории, согласно которым заболевание, якобы, провоцируют особые личностные черты человека. Контрольные изучения не смогли доказать этих гипотез [Graham, 1991]. В последние годы обнаружена взаимосвязь между проявлением диабета и психосоциальным стрессом (негативные жизненные переживания), который может быть одним из факторов возникновения болезни.
Еще более очевидна связь между психосоциальными факторами и течением болезни. Большинство детей приспосабливаются к болезни и при разумных ограничениях в пище, физической активности и привычках ведут нормальную жизнь.
Международные исследования психического здоровья детей и подростков с диабетом дают противоречивые результаты. Некоторые говорят об относительно большом числе психических проблем у больных. Шведские же исследования [Engstrom, 1992] показывают, что по сравнению со здоровыми лишь незначительное число детей с диабетом имеют такие проблемы. Причиной этого могут быть как разные методики оценки, так и высокое качество педиатрической и психологической работы в Швеции.
Несмотря на такую в целом благоприятную картину, у небольшой группы шведских детей, страдающих диабетом, есть значительные проблемы с самоконтролем. У некоторых заболевание протекает нестабильно, что означает систематическое пребывание в больнице, а от этого страдают отношения с товарищами и адаптация и школе.
Считают, что на болезнь прямо или косвенно влияет стресс. Экспериментальные исследования показали, что производство стресс-индуцированных гормонов гипофиза и катехоламинов может вызвать уменьшение производства инсулина и повышение уровня жировых кислот в крови. Так, психически тягостное интервью во время обследования может повысить содержание как катехоламинов, так и свободных жирных кислот [Minuchin, 1974]. Продолжительный эффект таких стресс-реакций в развитии диабета неясен.
Наблюдения детей с плохим самоконтролем при диабете показали определенные нарушения функции семьи: частые конфликты, неадекватное отношение родителей к ребенку и другие проблемы [White et al., I984]. У самих детей наблюдались депрессия, озлобленность, низкое доверие к окружающим и трудности в школе.
Обычно самоконтроль при диабете удается хорошо, пока ребенок маленький. Когда человек входит в стадию полового созревания, контроль над собой чаще всего ухудшается, хотя именно в это время нужно быть особенно ответственным. Естественно волнение и беспокойство родителей. В этот период диабет может быть причиной даже обычных конфликтов между подростками. Та зашита, которая помогала ребенку, уже не срабатывает, а служит помехой для дальнейшего его развития. Это обычное явление, которое может случиться в любой семье, и оно не указывает на нарушение ее функции.
В Швеции в последние годы появилась тенденция, как можно раньше возлагать ответственность за течение болезни на самого ребенка. Это можно оценивать положительно, пока все складывается хорошо, но в периоды обострения болезни ребенок может думать, что ухудшение его состояния зависит только от него. Амбиции ребенка, когда дело касается метаболического контроля, могут быть настолько высоки, что возможны депрессия и другие психические трудности [Close et al., 1986; Fonagny el al., 1987].
При дебюте болезни у родителей и у ребенка часто возникает кризисная реакция. При этом остальные дети в семье тоже могут страдать, ибо они не получают больше необходимого им внимания, потому что вся энергия родителей уходит на удовлетворение потребностей больного ребенка. Важно обращать внимание на различные кризисные реакции в семье. В большинстве случаев достаточно поддержки и обеспечения помощи семье больного ребенка, чтобы вес было нормально.
Если во время болезни проявляются психосоциальные трудности, надо обязательно подключать семейную терапию. Считается, что она достаточно эффективна, однако исследований в этой области немного [Cerreto och Travis, 1984].
Такая хроническая болезнь, как диабет, требует ежедневных инъекций инсулина, специального питания, определенной физической активности и контроля за уровнем сахара в крови. В некоторых случаях болезнь может перейти в более тяжелую стадию, тяготить ребенка и семью, поэтому требуются более эффективные меры в работе с семьей. Поддержка родителям и дискуссии в группе по темам, связанным с диабетом, дают хорошие результаты: растет компетенция семьи, повышается самоконтроль ребенка относительно болезни [Satin et al., 1989].
- Ребенок и болезнь содержание
- Внутренняя картина болезни
- Реакция личности ребенка на болезнь
- Формирование внутренней картины болезни у детей
- Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение
- Адаптация детей к детским учреждениям и больнице
- Смерть в мире детей
- Психологические особенности детского горя
- Понятие о психосоматических заболеваниях
- Влияние семьи на риск психосоматических заболеваний и их течение
- Частная симптоматика часто болеющий ребенок в семье
- Бронхиальная астма
- Заболевания легких
- Кожные заболевания
- Болезни желудка и кишечника
- Артериальная гипертония
- Диабет I типа
- Подростковый ревматоидный артрит
- Ребенок-инвалид
- Литература