Подростковый ревматоидный артрит
И. Энгстрем, Б. Ларссон
Дети с таким заболеванием часто подвержены психическим проблемам. В норвежском исследовании [Vandvik, 1990] 64% детей с ПРА имели психические нарушения (чаще депрессию и беспокойство), но зачастую мягкого или умеренного характера. Такую депрессию невозможно проследить родителям, и достаточно умный ребенок может скрыть ее симптомы.
Другие исследования показали четкую связь между уровнем заболевания и проявлением психических симптомов [Billings et al., 1987]. Решающим фактором был, однако, не соматический уровень болезни, определяемый согласно объективным медицинским критериям, а уровень сдерживания социальной активности.
Функция семьи при ПРА зависит от течения болезни. Большая часть матерей реагирует на диагноз стрессом и беспокойством, которые не связаны с уровнем тяжести заболевания. Стресс в семье оказывает негативное влияние на течение болезни и на психическое здоровье ребенка [Vandvik et al., 1989].
Уровень боли у детей с ПРА может значительно варьировать и зависеть от активности развития болезни и ее локализации. Существуют также исследования, указывающие, что на психический статус ребенка и функции семьи влияют переживания боли [Ross el al., 1993]. Лечение боли при ПРА должно заключаться не только в назначении анальгетиков, но и влиянии на психологическую ситуацию индивида и семьи в целом. Нужно также поддерживать самоконтроль ребенка в отношении болезни, поощрять его социальную деятельность.
А.М. Коломиец
При изучении реактивной и личностной тревожности у детей, больных ревматоидным артритом (возраст 10-17 лет), установлено, что их реактивная тревожность в первые дни после поступления в клинику невысока, и это может свидетельствовать о положительной реакции на госпитализацию, об оптимистической установке на лечение. Однако показатели личностной тревожности у больных (по сравнению с контрольной группой школьников) заметно повышены. Без своевременной диагностики и коррекции это может в дальнейшем вести к стойкой декомпенсации, вплоть до формирования черт тревожно-мнительного характера.
- Ребенок и болезнь содержание
- Внутренняя картина болезни
- Реакция личности ребенка на болезнь
- Формирование внутренней картины болезни у детей
- Отрыв детей от семьи при поступлении в больницу или детское учреждение
- Адаптация детей к детским учреждениям и больнице
- Смерть в мире детей
- Психологические особенности детского горя
- Понятие о психосоматических заболеваниях
- Влияние семьи на риск психосоматических заболеваний и их течение
- Частная симптоматика часто болеющий ребенок в семье
- Бронхиальная астма
- Заболевания легких
- Кожные заболевания
- Болезни желудка и кишечника
- Артериальная гипертония
- Диабет I типа
- Подростковый ревматоидный артрит
- Ребенок-инвалид
- Литература