logo search
Конспект Лекций ТИПО

Тема 2.1. Речь в межличностном общении. Культура речи

План:

  1. Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность», речевая коммуникация. Организация и развитие речевой коммуникации.

  2. Речь и взаимопонимание.

  3. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.

  4. Культура речи

Понятия: коммуникация, речь, язык, речевая коммуникация, речевая деятельность, денотация, каннотация, полисемия, синонимия, коммуникативные эффекты, речевая культура, ортологический аспект, ортология, нормативный аспект, коммуникативный аспект, риторика, этический аспект речевой культуры, речевой этикет,

Вопросы к обсуждению:

  1. Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность», речевая коммуникация.

  2. Влияет ли речевой опыт человека на значение, которое он придает словам?

  3. Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации.

Задания для самостоятельной работы: Подобрать примеры для каждого речевого высказывания.

Рассмотрим этимологию понятий: "общение", "коммуникация" и "речевая деятельность", которые часто используются как синонимы.

Слово "общение" используется не в строго терминологическом смысле и обозначает процесс обмена мыслями, информацией и даже эмоциональным переживанием собеседников. Социологи рассматривают общение как социально обусловленный вид деятельности людей, лингвисты - как актуализацию коммуникативной функции языка в разнообразных речевых ситуациях. В качестве научного термина " общение" используется в психологии и обозначает процесс установления и развития контактов между людьми в условиях совместной деятельности с целью обмена информацией.

Термин "коммуникация" (лат. communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет три интерпретации - понимается как:

- средство связи любых объектов материального и духовного мира,

- общение - передача информации от человека к человеку,

- передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Для социокоммуникации важны все три толкования термина: первое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности; второе связано с проблемами межличностной коммуникации; третье - с проблемами массовой коммуникации. Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения.

Термин "речевая деятельность" понимается также неоднозначно. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Это - "языковой материал, включающий сумму отдельных актов говорения и понимания" (Щерба. 1974)1. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Такое понимание речевой деятельности используется и в методике преподавания (иностранного) языка.

В психологии речевая деятельность трактуется как вид деятельности, наряду с трудовой, познавательной и др. Такое понимание принято в психологической концепции (Выготский. 1960; Леонтьев А.Н. 1965), согласно которой речевая деятельность психологически ориентирована, т.е. характеризуется мотивацией, целенаправленностью и реализуется в "речевых действиях", представляющих собой множество речевых операции (ориентировку, планирование, контроль и др.). Начиная с 70-х годов, речевая деятельность получает более узкую интерпретацию в психолингвистике (Леонтьев АЛ. 1968). Это - вид деятельности (скорее даже система речевых действий), основной мотив которой связан с производством самой речи. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач коммуникации.

Соотнесенность с процессами обмена и передачи информации

связь с речевым поведением коммуникантов

объем содержания этих понятий

общение

коммуникация

речевая деятельность

Таким образом, понятия общения, коммуникации и речевой деятельности содержат как общие, так и отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации, связь с языком как средством общения и связь с социоречевым поведением коммуникантов. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком), что объясняется использованием их в смежных науках или даже в различных аспектах одной научной дисциплины, когда на первый план выдвигаются те или иные признаки этих сложных понятий.

В социокоммуникативном контексте эти понятия могут быть уточнены следующим образом:

Общение - социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).

Речевая деятельность – специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Коммуникация является центральным понятием для социокоммуникации. Суть его в том, что это - целенаправленное общение, реализуемое в конкретных ситуациях согласно нормам речевой деятельности.

Речевая коммуникация – информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо. Речь – процесс пользования языком. Язык – система знаков и символов.

Помощь в анализе речевой коммуникации может оказать схема коммуникативного акта.

контекст

код код

АДРЕСАНТ------------------- сообщение -------------------------- АДРЕСАТ

Речь приобретает определенный смысл и может быть понятна только в структуре неречевого контекста. Контекст (ситуация) это обстоятельств, в которых происходит конкретное событие.

Пример: «Он держал в руке нож» в зависимости от контекста. Если это детективная история, в контексте праздничного застолья, происходящее на кухне.

Организация и развитие речевой коммуникации имеет свои особенности и закономерности.

Для того, чтобы передать сообщение, человек должен предварительно позаботится о наличии или формировании общего социального опыта. Общность коммуникантов может быть разного свойства: общность языка, на котором они говорят; общность социального жаргона или профессионального языка, при помощи которого лучше достигается взаимопонимание; общность пола, семейного положения ит.д. Чем больше общий опыт, чем больше социальных связей, тем точнее будет понято адресатом посланное сообщение.

На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании слушающего путем периодического напоминания, уточнения.

Вовремя достаточно продолжительного разговора говорящие более или менее обоснованно переходят от одной теме к другой. При этом наращивание объема информации (т.е. продуктивность сообщения) будет зависеть от подготовленности собеседника или аудитории.

К собственно коммуникативным аспектам разговора можно отнести приемы привлечения и удержания внимания слушателей, а так же тон общения – дружеский, официальный и снисходительный.

Коммуникативные эффекты – эффект первых фраз, эффект визуального имиджа, эффект паузы, эффект выразительной речи, эффект квантового выброса информации.

Приемы привлечения внимания: наглядность, использование цитат, образность, привлечение личного опыта, анекдот или случай из жизни, повторение ит.д.

Структура разговора во многом формируется за счет попеременного включения в него участников. При этом возникают новые показатели меры взаимодействия и связанности партнеров. Они касаются в частности, следующего: проявляются у собеседников интерес к общей теме или каждый говорит о своем; как часто, используют партнеры предложения и суждения, высказанные противоположной стороной.

Активность участия человека в разговоре, которая проявляется в частоте включения в него и продолжительности участия в нем, может свидетельствовать:

О степени заинтересованности в теме разговора, его участниках, самом общении.

О самооценке человека: его уверенности, застенчивости, самоуверенности.

Об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний.

2.Речь и взаимопонимание.

На процесс взаимопонимания в речевом общении существенное влияние оказывают такие характеристики речевого высказывания как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность, смешение наблюдения и оценки.

Жизненный опыт человека влияет на значения, которые он придает словам. Денотацией называют значение слова, признаваемое большинством людей – так называемое лексическое значение. Коннотацией – называют вторичные ассоциации слова, они субъективны и эмоциональны по своей природе.

Например, слово «лиса» обозначает род млекопитающих семейства псовых.

Для работников пушной промышленности – товар, экспонат личной коллекции;

Для большинства говорящих на русском – хитрый, лживый человек.

Коннотация имеет негативную и ли позитивную окраску («труп», «Дед Мороз») Итак, жизненный опыт человека является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на значение, которое он придает словам. Игнорирование этого фактора затрудняет коммуникацию. К причинам, которые следует учитывать при анализе того, почему люди воспринимают слова по-разному, следует отнести время и место. Значения не заданы слову навечно, они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, а так же от региона. В пределах одной страны. Необходимо помнить об этом, когда мы говорим с теми, кто старше нас или моложе, с гостями из других регионов, и стран.

Полисемия. Некоторые слова имеют более одного общепринятого значения, что может послужить причиной взаимного непонимания в общении. Например, «лук». Полисемия – наличие у слова более одного общепринятого значения.

Идиоматическое выражение: «Как вы находите этого человека?» может завести общение в тупик.

Синонимия. – Использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Выражение «Ты опоздал», «Ты не пришел вовремя», «Ты пришел поздно».

Выбор синонимического выражения может свидетельствовать об отношении говорящего к человеку или событию.

Сравните

Бережливый – скряга.

Традиционный – старомодный.

Экстраверт – развязный.

Осмотрительный – трусливый

Прогрессивный – радикальный

Информация – пропаганда

Невысокий - коротышка

Наблюдение и оценки. Еще одна особенность, часто порождающая проблемы в речевом общении, связана со смешением высказывании факта и оценки.

Статичность высказывания. «Он нервный».