Культура речи делового общения и ее слагаемые
Ортологический аспект культуры речи
Понятие «речевая культура» включает три основных аспекта: ортологический. коммуникативный и этический
Ортология – наука о правильной речи, о языковых нормах и их изменении. В сознании говорящего и пишущего норма выступает как образец, калька, схема, шаблон, по которому строится слово, предположение, высказывание. Формы формируются под влиянием литературного творчества и речевой практики нации и являются непременным условием единства языка и нормального функционирования языковой системы. Они кодифицируются, т.е. описываются, закрепляются как образец в словарях, справочниках, учебниках.
Кодифицированные нормы литературного языка – это такие нормы, которым должны следовать все носители языка. Причём понятие нормативности включает сферу использования языка. Закреплённость вариантов за различными сферами и формами использования языка определяется принципом коммуникативной целесообразности. То, что нормативно для письменной речи (осложнение синтаксической конструкции причастными и деепричастными оборотами), ненормативно для устной речи. Нередко норма выступает в качестве двойного стандарта – обязательного и допустимого вариантов.
Вариативность нормы является причиной её изменения, причём темпы изменений нормы различны для разных уровней язык. Самыми консервативными считаются грамматические нормы. Грамматический строй русского литературного языка практически не изменился с пушкинских времён. Фонетические нормы, напротив, очень подвижны. Ещё недавно вошедшие в русскую речь слово «маркетинг» имеет уже варианты произношения, закреплённые в качестве допустимых.
Правильность речи – это базовое требование культуры речи, её основа.
Человеку важно владеть нормами русского литературного языка, ежедневной практикой которого является делово общение Потому что человек с низким уровнем речевой культуры, не умеющий ясно излагать свои мысли, допускающий в своей речи ошибки, обречён некоммуникативные неудачи, часто оказывается в неловком положении. Грамотность в широком смысле этого слова – непременное условие успешности в деловом общении.
Нормативный и коммуникативный аспект культуры речи
Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Можно, не нарушая норм русского литературного языка, произвести на собеседника отталкивающее впечатление. Можно привести большое количество различных, в том числе и деловых текстов. Безупречных с точки зрения нормативности. Но не слишком вразумительных.
Язык располагает огромным арсеналом средств. Они должны использоваться с учётом сферы, ситуации, задач и жанра речи и быть мобилизированы на достижение коммуникативной цели. Коммуникативный аспект речи культуры как раз и рассматривает эти вопросы. То, что в современной лингвистике называется коммуникативным аспектом культуры речи, было известно ещё в античности в качестве одной и почитаемой наук – риторики. Вначале риторика была наукой об ораторском мастерстве, об «умении увлечь души словами» (Платон). Затем риторику стали понимать как науку о хорошей речи. Выделяя такие её качества, как точность, ясность, выразительность, логичность, чистоту, уместность. Все эти качества связаны между собой. Точность, достигающаяся благодаря правильности словоупотребления и организации речи, обеспечивает такие качества речи, как ясность, доступность. Логичность речи тесно связана с точностью, которая является как бы «предварительным условием» логичности. Это коммуникативное качество речи связано не столько со словоупотреблением, сколько с синтаксической организацией высказывания, которая должны обеспечивать последовательность в усвоении выражаемой мысли, её непротиворечивость.
Чистота и уместность речи оказываются в свою очередь теснейшим образом связаны между собой. Отбор слов сообразно с целями и условиями общения определяется требованием чистоты и уместности речи. Это предполагает знание стилей литературного языка. Так, обилие терминов и штампов. стандартных выражений характерно для письменной деловой речи, но совершенно не характерно для разговорной речи. Все эти коммуникативные качества речи являются характеристиками речи правильной и искусной.
В наши дни современная риторика, или неориторика – это, прежде всего, наука об эффективной речи. Об умении добиваться речевыми средствами поставленной цели. Это предполагает учёт психологического аспекта общения.
Этический аспект культуры речи
Этический аспект речевой культуры представлен лингвистической дисциплиной – речевым этикетом. Речевой этикет изучает специальные речевые средства регулирования социальных и межличностных отношений: речевые этикетные формулы, этикетные текста и правила их использования, а также правила речевого поведения в тех или иных условиях.
Этикетные нормы поведения носят национальный характер. То, что является знаком уважения в европейских странах (при встрече поинтересоваться здоровьем жены и близких), в странах мусульманских может быть воспринято как оскорбление.
Деловое общение очень часто включает этикетное общение, но с необходимостью предусматривает его. Существуют особые этикетные жанры делового общения: выражение соболезнования, благодарности, поздравления. Руководители, менеджеры, служащие должны хорошо знать и адекватно использовать средства речевого этикета, так как от успешного использования этих средств во многом зависит результат делового общения.
«Встречают по одёжке, а провожают по уму», - гласит русская народная мудрость. Причём под словом «ум» подразумевается умение общаться, ладить с людьми. Вовремя и к месту сказанные слова назывались в народе «золотыми».
Таким образом, речевая культура – это использование средств и возможностей языка, адекватных содержанию, обстановке и цели высказывания при соблюдении языковых норм.
Высокая речевая культура проявляется в знании требований, предъявляемых к языку документов, и умении выбрать из богатейшего арсенала речевых средств деловой письменной речи необходимые для составления текста, вести деловую беседу, уметь убеждать в своей правоте.
Показателем лингвистической компетентности менеджер а можно читать его умение «переводить» информацию с одного типа речи на другой (с языка справочных жанров на язык устной спонтанной речи), свёртывать и развёртывать её, т.е. выполнять операции номинации, вербализации, тезирования, перефразирования, резюмирования.
Владение этикетными средствами, тактическими приёмами ведения деловых переговоров, совещаний, жанрами публичной монологической речи также входит в число необходимых речевых навыков. С человеком высокой речевой культуры говорить легко и приято. Если это деловой человек, ем удаются различные контакты и переговоры. Ему удаётся убеждать людей в своей правоте и влиять на собеседников, он может сам составить или отредактировать документ. Написать благодарность, поздравительное письмо или презентационную речь. И это все важнейшие составляющие профессионального облика делового человека
- Тема 1.1. Понятие «общение», общение и общительность.
- Понятие общения, виды, уровни, функции общения
- Тема 1.2. Общение и деятельность
- Тема 1.3. Сущность, структура и функции общения
- Тема 1.4. Виды и уровни общения
- Практическое занятие:
- Понятие общения, виды, уровни, функции общения
- Стороны общения
- Способы влияния одного человека на другого
- 1. Визуальные:
- 2. Акустические:
- 3. Тактильные:
- 4. Ольфакторные:
- Тема 1.6. Общение как восприятие людьми друг друга
- Тема 1.8. Синтоническая модель общения
- Тема 2.1. Речь в межличностном общении. Культура речи
- Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации
- Речь как средство утверждения социального статуса
- Культура речи делового общения и ее слагаемые
- Тема 2.2. Невербальная коммуникация
- Жесты и позы
- 1. Морщины
- 3. Губы
- 5. Глаза и толерантность
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
- Сигналы, посылаемые мимикой лица
- 6. Подбородок
- Значение различных типов рукопожатий
- 4. Позы собеседников и их психологическая роль
- Тема 2.3. Виды и техники слушания
- Обратная связь в межличностном общения
- Стили слушания
- Тема 3.2. Межличностное взаимодействие в деловом общении. Особенности и формы.
- Практическое занятие: Тема: Внушение, убеждение, психологическое заражение как средства делового общения.
- Понятие о деловом общении
- Деловое общение и его особенности
- Формы делового общения.