1.2 Особенности 5-6-тилетнего возраста, общая активность и агрессивность детей
На этом этапе теоретических исследований мы проанализируем положения возрастной психологии относительно периода 5-6-ти лет в жизни человека, рассмотрим, какие особенности возраста являются благодатными для становления такого свойства личности как «агрессивность».
Пятый и шестой годы жизни ребенка относятся к периоду старшего дошкольного детства, следуя периодизации Д.Б.Эльконина. Границы этого периода обозначены, с одной стороны, пятилетним возрастом, с другой, - семилетним, возрастом начала школьного обучения.
Ведущим видом детской деятельности на этом этапе развития является сюжетно-ролевая игра.
Содержательной характеристикой развития в 5-6-тилетнем возрасте являются «деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельности в системе ребенок – общественный взрослый» (Д.Б.Эльконин) [24].
Авторы работ по детской психологии сходятся в мнениях о том, что старший дошкольный возраст характеризует повышенное внимание детей к общественной жизни, взаимоотношениям людей, формирование первичных этических представлений. Г.С.Абрамова [1] обозначила факты, обрисовывающие этот этап развития человека:
-повышенная чувствительность к экзистенциальным переживаниям;
-обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, уязвимость к воздействиям других людей;
-формирование обобщенной концепции другого человека.
Д.Б.Эльконин [24] показал, что в старшем дошкольном возрасте формируются:
-первое схематичное мировозрение,
-первичные этические инстанции,
-системы соподчиненных мотивов,
-зачатки произвольной регуляции поведения,
-личное сознание.
Общей линией развития Д.Б.Эльконин назвал превращение внешнего во внутреннее.
З.Фрейд [40], классифицируя возрастные периоды, отнес возраст 5-6-летних детей к фаллической стадии. Направлением развития на этой стадии является, по З.Фрейду, идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Мальчики на этой стадии преобретают конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения. Еще одним достижением возраста З.Фрейд назвал интернализацию родительских запретов.
А.Адлер [40] определил возраст 5 –ти лет границей формирования стиля жизни человека. Он описал типы личностей, положив в их основу типы установок, начинающих свое формирование в раннем возрасте. К старшему дошкольному возрасту, считал А.Адлер, мы наблюдаем практически сформированную личность.
Э.Эриксон [40] тоже представил периодизацию детского развития. Он отнес возраст 5-6-ти лет к локомоторно- генитальной стадии. Конфликт между инициативой и виной отражает линия развития в этот период, как ее понимал Э.Эриксон. Социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач в этом возрасте. У детей появляется ответственность за себя и свои поступки: «Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед» (Э.Эриксон).
Общей характеристикой возраста, которую упоминают все авторы, является направленность активности ребенка на мир людей, взрослых и сверстников. Если в более младшем возрасте ребенок мог говорить игрушке: «Ты плохая», то теперь «плохой» он называет маму и других людей.
М.И.Лисина [29], описывая общение детей в 5-6 лет, заметила, что дети берут примеры поведения у взрослых, а опробуют их на сверстниках.
Таким образом, собственно агрессивное поведение, как его определяют в психологии, становится возможным в этом возрасте, когда ребенок уже в состоянии усваивать нормы и правила существования в обществе и сравнивать свои действия с ними.
Формирование Я-концепции тоже может быть связано со становлением агрессивности. Отделяя себя от внешнего мира, ребенок начинает избавлятся от природного эгоцентризма и принимать самоценность переживаний другого человека. В более раннем возрасте дети еще не могут осознать, что другие люди могут испытывать боль или страдания, они являются частью предметного мира. В 5 лет начинается формирование личного сознания, и ребенок может оценить свои действия как ущербные для кого-либо.
Частью Я-концепции является полоролевая идентификация. То, какие последствия могут иметь трудности с этой категорией, мы рассмотрим в следующей главе.
В 5 лет ребенок становится сильнее в физическом отношении, что увеличивает возможности его поведения. Лексикон ребенка, а также сформировавшийся речевой аппарат делают его способным к проявлениям вербальной агрессии.
На протяжении всего детства неизменной остается повышенная естественная активность, связанная с познанием себя, окружающих и окружающего мира.
Так мы подошли к понятию «общая активность» и обнаружили его отношение к агрессивности. В детском возрасте трудно развести проявления активности ребенка и агрессивности. То, что считают агрессивным поведением, может быть проявлением естественной высокой активности у детей.
В.В.Зеньковский [14] совсем не допускает возможность агрессии в детском возрасте: «Никто не станет отрицать, что дети часто мучат животных..; но значат ли эти факты, что дети действительно жестоки?.. Вообще это не есть проявление злого начала в ребенке – а проявление игры фантазии, потребность в свободной активности, желание всего коснуться… Дети так настойчиво стремятся изучать все то, что они видят, -активно, non oculis, sed manibus, не глазами только, но и руками…»
То есть, по словам В.В.Зеньковского, все проявления агрессивного поведения у детей объясняются его познавательной, игровой активностью.
Г.С.Абрамова (1) приводит описания детских экспериментов над собой в возрасте 5-7-и лет: «В детских воспоминаниях есть факты экспериментов над телом – погружение в воду, прикладывание к холодному металлу языка, поднятие тяжести и тому подобное…Наблюдательные родители многих детей отмечают поразительное, даже пугающее бесстрашие детей к воздействию их же самих на собственное тело».
Суть всего вышесказанного в том, что факты, которые принимают за агрессию или аутоагрессию, могут оказаться на самом деле следствием повышенной активности ребенка в этом возрасте, его интереса к окружающему миру.
Активно взаимодействуя с окружающими, ребенок опробует различные формы воздействия, агрессивные влияния в том числе.
Агрессия может и позитивно влиять на развитие ребенка. «Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу» [32]. То есть, активно взаимодействуя, ребенок не только увеличивает вероятность агрессивных действий. Он может направлять свою активность и против агрессивности в окружающем мире. Если вспомнить классификацию А.Басса, можно заметить, что пассивные формы агрессии – стремления к избеганию действовать – не менее деструктивны, чем активные.
Сделаем три основных вывода из того, что сказано выше:
1.Естественная общая активность детей 5-6-ти лет является фактом, который стоит отличать от агрессивности.
2.Высокая активность увеличивает возможности агрессивного поведения, но, в то же время, может быть направлена и на устранение разрушений в окружающем мире.
3.Снижение активности детей может также иметь деструктивную направленность, суть которой в отсутствии стремлений к преодолению агрессивности.
Станет ли агрессия основной линией поведения, зависит от множества факторов, среди которых ведущим является семейное окружение ребенка.
На следующем этапе теоретической части рассмотрим особенности функционирования полных и неполных семей и влияние этих особенностей на становление агрессивности у детей.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности в современной психологии.
- Глава 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей
- Введение
- 1.1 Анализ подходов к понятию агрессии. Классификации агрессии.
- Анализ понятия «агрессивность»
- 1.2 Особенности 5-6-тилетнего возраста, общая активность и агрессивность детей
- 1.3 Неполная семья как фактор детской агрессивности
- 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей.
- 2. Назначение теста
- Описание теста
- Инструкция к тесту
- 3. Проективная методика «Несуществующее животное».
- 2.1 Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей
- Литература