logo search
Мельникова Анна ВКР

1.3 Неполная семья как фактор детской агрессивности

Семья является первой социальной единицей, в которой оказывается ребенок. Анализ поведения ребенка невозможен без обращения к его семейному окружению. Мы рассмотрим особенности функционирования неполных семей.

Неполной называется семья, в которой из родителей представлен только один, чаще всего мать. Причины отсутствия отца в неполных семьях могут быть различными. Есть женщины, намеренно не выходящие замуж, отказывающиеся от мужского присутствия в своей жизни, есть семьи, в которых мужчина, отец ребенка, выбыл из их состава (вследствие развода или смерти). Описание причин отсутствия отцов в семьях, а также семей, где единственным родителем является мужчина, не будет нашей задачей. Мы обратимся лишь к факту отсутствия отца и определим возможные последствия этого факта.

Н.Аккерман [2] замечает: «…Ребенок представляется частью семьи…Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития…». Можно ли предположить, что в случае, если семья неполная, она не в состоянии дать ребенку «все, что необходимо»?

Гипотеза такова, что неполная семья не обладает достаточным ресурсом для полноценного развития ребенка.

В нормальной семье развитие ребенка сопровождается влиянием многочисленных процессов. Он имеет отношения с отцом, с матерью, наблюдает отношения между родителями. Отец и мать, взаимодействуя, изменяются под влиянием друг друга, что тоже отражается на ребенке.

Имея отца, мальчик получает, с одной стороны, образец для подражания: он усваивает мужские ценности, правила поведения; с другой стороны, он разделяет с отцом отношение матери к мужчине.

Н.Аккерман [2] подчеркивает важное значение идентификации с отцом у мальчиков: «Постепенно у ребенка появляется доминантная и прочная идентификация с родителями своего пола. Мальчик начинает больше дружить с отцом, задумываясь над тем, что станет мужчиной, когда вырастет…». Следовательно, в неполной семье мальчик не имеет возможности для полноценной полоролевой идентификации.

А.И.Захаров [12] так объяснил формирование агрессивного поведения у мальчиков в неполной семье: «Мальчики болезненно заостренно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям и требованиям». А.И.Захаров отмечает также, что мальчики, растущие без отцов, часто попадают под влияние более старших, демонстрирующих поведение «настоящего мужчины».

То есть, агрессивное поведение детей в неполной семье можно объяснить, с одной стороны, отсутствием примеров нормативного мужского поведения и смещением представлений о поведенческих нормах в сторону преувеличенной жесткости и даже жестокости. С другой стороны, агрессивность мальчиков может быть защитой или протестом против неполноценного, на взгляд ребенка, семейного окружения. М.Николс [23]: «Мальчики из неполных семей чаще ведут себя асоциально и импульсивно; они хуже поддаются контролю и чаще восстают против авторитета взрослых».

Таким образом, агрессивное поведение мальчиков в 5-6 лет объясняют отсутствием возможностей для идентификации с мужской ролью.

Бывает, что мать ребенка берет на себя роль отца, демонстрируя «силу». В этом случае ребенок (мальчик) не может идентифицировать себя с матерью и занимает пассивную позицию, либо проявляет протестные формы поведения.

Мать может перенести негативное отношение к отцу на ребенка, что также повлияет на его нормальное развитие.

Кроме фактора неполноценной полоролевой идентификации в неполной семье, авторы работ по семейной психологии указывают ряд дополнительных неблагоприятных условий.

К ним относят повышенную тревожность матери, оставшейся с ребенком, финансовые трудности.

Отношения общества к матерям- одиночкам тоже может увеличить вероятность отклонений в поведении ребенка. Хотя сегодня эта проблема не имеет такого актуального звучания, как раньше, осуждения со стороны родственников и знакомых могут иметь место. Такое отношение может вызвать протест у ребенка. (Г.С.Абрамова [1] называла мнения «чужих» людей наиболее значимыми в 5-6 лет).

Следует указать, что большинство авторов все-таки не считают неполные семьи обязательно патологичными. Они только определяют факторы, под воздействием которых может развиться отклоняющаяся линия поведения ребенка. То есть, неполная семья – это лишь предпосылка к неполноценному формированию личности, но она не является предопределяющей. М.Николс [23] называет фактор психологического отсутствия отца в семье таким же травмирующим ребенка, как и фактор физического отсутствия. Он так же указывает факты, что дети, воспитанные в неполной семье, лучше адаптируются в социальной среде.

Вывод можно сделать следующий: неполная семья действительно не обладает достаточным ресурсом для полноценного развития мальчика. Но этот фактор, как и другие факторы неполноценности, представляет большие возможности для компенсации. При благоприятных условиях мальчик из неполной семьи может быть более социально приспособлен и менее агрессивен, чем мальчик из неблагополучной полной семьи. Неполная семья создает такие условия для ребенка, которые нужно рассматривать в комплексе с анализом влияния других условий.

Таким образом, в теоретической части работы мы дали определение понятиям агрессии и агрессивности, описали особенности детей исследуемого возраста и рассмотрели проблемы неполной семьи как факторы становления агрессивности у ребенка.

В экспериментальной части мы продолжим исследования связи между агрессивностью у детей и составом их семей.

анализ агрессивность ребенок неполная семья