Тема 1.2. Общение и деятельность
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей). Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик. Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением. От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.
Общение следует рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (поскольку сама деятельность есть не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность.
В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В онтогенезе общение является первичной, доминирующей формой отношения ребенка к окружающей среде. Эта форма предполагает первым делом понимание со стороны другого субъекта (в первую очередь матери), которая затем заменяется формой, предполагающей взаимопонимание, т. е. ребенок не просто выражает свои желания, но и учитывает желания других людей, от которых зависит реализация его собственных.
Постепенно ведущая роль переходит от общения к предметной деятельности.
Предметная деятельность реализует такое отношение к миру, которое исключает понимание, заботу или любовь со стороны объекта деятельности. Объект деятельности - вещь неодушевленная, он равнодушен к желаниям ребенка, к его существованию и существует независимо от ребенка.
Для того чтобы использовать предмет или уберечься от опасности, связанной с ним, необходимо изучить его. Это изучение происходит путем воздействия на предмет. Если при общении наиболее сильным воздействием была демонстрация желания, то теперь проявление желания не только бессмысленно (предмет не воспринимает желания), но может даже помешать изучению. Чем беспристрастнее будет исследование, тем лучше проявится собственная природа предмета. Таким образом, предметная деятельность формирует у ребенка объективное отношение к миру. Однако предметное, объективное отношение к миру не вытесняет отношение к миру как субъекту.
Движущей силой детского развития является противоречие между двумя отношениями ребенка к миру - между формой сб-щения, которую он может, хочет или должен осуществить, и формой предметной деятельности, которая ему доступна или которая ему или от него требуется.
- Тема 1.1. Понятие «общение», общение и общительность.
- Понятие общения, виды, уровни, функции общения
- Тема 1.2. Общение и деятельность
- Тема 1.3. Сущность, структура и функции общения
- Тема 1.4. Виды и уровни общения
- Практическое занятие:
- Понятие общения, виды, уровни, функции общения
- Стороны общения
- Способы влияния одного человека на другого
- 1. Визуальные:
- 2. Акустические:
- 3. Тактильные:
- 4. Ольфакторные:
- Тема 1.6. Общение как восприятие людьми друг друга
- Тема 1.8. Синтоническая модель общения
- Тема 2.1. Речь в межличностном общении. Культура речи
- Правила, стратегии и тактики речевой коммуникации
- Речь как средство утверждения социального статуса
- Культура речи делового общения и ее слагаемые
- Тема 2.2. Невербальная коммуникация
- Жесты и позы
- 1. Морщины
- 3. Губы
- 5. Глаза и толерантность
- Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
- Сигналы, посылаемые мимикой лица
- 6. Подбородок
- Значение различных типов рукопожатий
- 4. Позы собеседников и их психологическая роль
- Тема 2.3. Виды и техники слушания
- Обратная связь в межличностном общения
- Стили слушания
- Тема 3.2. Межличностное взаимодействие в деловом общении. Особенности и формы.
- Практическое занятие: Тема: Внушение, убеждение, психологическое заражение как средства делового общения.
- Понятие о деловом общении
- Деловое общение и его особенности
- Формы делового общения.