logo search
Конспект Лекций ТИПО

Деловое общение и его особенности

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

«Бизнес – это умение разговаривать с людьми», - говорят предприимчивые американцы.

«Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними» - Ли Якокка президент крупнейшего в мере автогиганта – компаний «Форд» и «Райслер»

Специфика делового общения заключается в том, что

1) столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляется в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнёрские отношения, построенных на основе взаимного уважения и доверия.

2) регламентированность делового общения - подчинённость установленным правилам и ограничениям. Эти правила определяются:

  • типом делового общения;

  • его формой;

  • степенью официальности;

  • конкретными целями и задачами, стоящие перед обучающимися.

определяются культурными национальными традициями и общественными нормами поведения.

Фиксируются, оформляются в виде протокола.

Существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временных рамок общения.

В зависимости от различных признаков деловое общение делится на:

1) устное - письменное (с точки зрения формы речи). Данные формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-деловой стиль речи, то устная деловая речь – различные формы гибридных стилевых образований.

2) диалогическое - монологическое (с точки зрения однонаправленности /двунаправленности речи между говорящим и слушающим). Монологическая речь в большой степени тяготеет к книжной речи, диалогическая – к разговорной, что отражается в первую очередь на текстовой организации и синтаксических особенностях речи.

3) межличностное – публичное (с точки зрения количества участников); Межличностное общение – по преимуществу межличностное общение, а публичная речь – монологическая речь.

4) непосредственное - опосредованное (с точки зрения отсутствия/наличия опосредующего аппарата

5) контактное – дистантное (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве) Дистантное, всегда опосредованное общение (телефонный разговор, почтовое и факсовое отправление, пейджинговая связь и т.п.) отличаются от контактного, непосредственного повышенным вниманием к интонационному рисунку речи (устное общение), краткостью и регламентированостью, невозможностью использования жестикуляции и предметов в качестве носителей общения.

Все перечисленные факторы делового общения формируют характерные особенности деловой речи

Деловое общение представляет собой широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения.

Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения – контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п.

Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения. В котором, по большей части, представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах – устной и письменной.

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете. Заинтересовать потенциального партнёра, создать благоприятное впечатление. Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения всё активнее входит подготовленная, но не читаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты.