26. Психологические механизмы социального восприятия.
Социальное восприятие (социальная перцепция) - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.
Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.
Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)
Механизмы социальной перцепции:
1.Идентификация Мы в других видим то, что находится в нас самих. - отождествление себя с кем-то или чем-то.
Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.
Идентификация с другим.
Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.
Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.
Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с кем-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.
В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание какого-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков
2. аузальная атрибуция Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.
Каузальная - причинная, вследствие то или иной причины. Атрибуция — приписывание, приписывание характеристик себе или другому человеку. Под каузальной атрибуцией понимают интерпретацию поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру.
Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него глючить, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы ("это из-за ситуации!"), а нестандартному — личные ("это его решение или особенности"). Самая распространенная ошибка ("фундаментальная ошибка атрибуции") - объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией.
"Ты нарошно!" - "Нет, пойми, просто сложилась такая ситуация..." - "Я тебе не верю! Не вали все на ситуацию!"
Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.
Аналогично, наши симпатии обычно на стороне тех, с кем мы больше прожили и с кем больше провели времени, кто нам – свои
3. рефлексия То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.
Рефлексия есть обращенность сознания на себя. В смысле этого определения, мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то навоображал).
В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
На рефлексии построены также некоторые специализированные военно-философские модели
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- История возникновения социальной психологии как науки.
- Понятие малой группы и виды малых групп.
- Структура группы.
- Феномены групповой динамики.
- Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 8. Групповая дискуссия и принятие группового решения.
- 9. Понятие лидерства. Стили лидерства.
- 10. Лидерство и руководство группой.
- 11. Виды и типы лидеров.
- 12. Природа лидерства в различных теоретических подходах.
- 13. Теоретические концепции групповой сплоченности.
- 14. Понятие группового давления и комформизма. Эксперимент с. Аша. Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 15. Функции большинства и меньшинства в групповых процессах.
- 16. Группомыслие и огруппление мышления.
- 17. Социальная леность и её предупреждение.
- Социальная Леность
- 18. Конфликты в группе.
- 2) Возникновение, причины конфликтов
- 19. Феномены межгруппового взаимодействия. Внутригрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм.
- 20. Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
- 21. Психологические характеристики большой группы.
- 22. Личность в большой группе.
- 23. Понятие об общении. Функции общения. Виды общения.
- 24. Психологическая структура общения.
- 25. Стили общения.
- 1. Авторитарный
- 2. Попустительский
- 3. Демократический
- 5. Общение-дистанция
- 6. Общение – устрашение
- 7. Заигрывание
- 26. Психологические механизмы социального восприятия.
- 27. Эффекты социального восприятия.
- 28. Интерактивная сторона общения. Структуры взаимодействия.
- 29. Средства воздействия в общении и формы воздействия.
- 30. Транзактный анализ взаимодействия.
- 31. Коммуникативная сторона общения. Эффективность коммуникации.
- 32. Барьеры общения.
- 33. Социальное поведение личности. Просоциальное и альтруистическое поведение.
- 34. Мотивы и факторы просоциального поведения.
- 35. Агрессивное поведение: определение и виды агрессии.
- Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Психоаналитическая теория агрессивности
- [Править]Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
- [Править]Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
- 36. Факторы и мотивы агрессии.
- 37. Формирование ненасильственного, неагрессивного поведения.
- 38. Понятие социальной установки, ее структура и функции.
- 39. Взаимосвязь социальных установок и поведения.
- 40. Изменение и формирование социальных установок.
- 41. Понятие «Образ я», его структура и функции.
- 42. Понятие идентичности в концепции э. Эриксона.
- 43. Виды социальной идентичности.