27. Эффекты социального восприятия.
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления шаблонные неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
Шаблоны и субъективность
Эффекты социального восприятия - одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия.
Список эффектов социального восприятия
Эффекты стереотипизации:
Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
Эффекты последовательности:
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.
Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.
Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося — информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- История возникновения социальной психологии как науки.
- Понятие малой группы и виды малых групп.
- Структура группы.
- Феномены групповой динамики.
- Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 8. Групповая дискуссия и принятие группового решения.
- 9. Понятие лидерства. Стили лидерства.
- 10. Лидерство и руководство группой.
- 11. Виды и типы лидеров.
- 12. Природа лидерства в различных теоретических подходах.
- 13. Теоретические концепции групповой сплоченности.
- 14. Понятие группового давления и комформизма. Эксперимент с. Аша. Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 15. Функции большинства и меньшинства в групповых процессах.
- 16. Группомыслие и огруппление мышления.
- 17. Социальная леность и её предупреждение.
- Социальная Леность
- 18. Конфликты в группе.
- 2) Возникновение, причины конфликтов
- 19. Феномены межгруппового взаимодействия. Внутригрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм.
- 20. Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
- 21. Психологические характеристики большой группы.
- 22. Личность в большой группе.
- 23. Понятие об общении. Функции общения. Виды общения.
- 24. Психологическая структура общения.
- 25. Стили общения.
- 1. Авторитарный
- 2. Попустительский
- 3. Демократический
- 5. Общение-дистанция
- 6. Общение – устрашение
- 7. Заигрывание
- 26. Психологические механизмы социального восприятия.
- 27. Эффекты социального восприятия.
- 28. Интерактивная сторона общения. Структуры взаимодействия.
- 29. Средства воздействия в общении и формы воздействия.
- 30. Транзактный анализ взаимодействия.
- 31. Коммуникативная сторона общения. Эффективность коммуникации.
- 32. Барьеры общения.
- 33. Социальное поведение личности. Просоциальное и альтруистическое поведение.
- 34. Мотивы и факторы просоциального поведения.
- 35. Агрессивное поведение: определение и виды агрессии.
- Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Психоаналитическая теория агрессивности
- [Править]Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
- [Править]Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
- 36. Факторы и мотивы агрессии.
- 37. Формирование ненасильственного, неагрессивного поведения.
- 38. Понятие социальной установки, ее структура и функции.
- 39. Взаимосвязь социальных установок и поведения.
- 40. Изменение и формирование социальных установок.
- 41. Понятие «Образ я», его структура и функции.
- 42. Понятие идентичности в концепции э. Эриксона.
- 43. Виды социальной идентичности.