24. Психологическая структура общения.
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.
Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:
1) субъект общения – коммуникатор;
2) объект общения – реципиент;
3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
4) действия общения – единицы коммуникативной активности;
5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.
Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.
Типы взаимодействия:
1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
а) кооперация;
б) согласие;
в) приспособление;
г) ассоциация;
2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:
а) конкуренция;
б) конфликт;
в) оппозиция;
г) диссоциация.
Факторы, влияющие на тип взаимодействия:
1) степень единства подходов к решению проблем;
2) понимание обязанностей и прав;
3) способы решения возникающих проблем и др.
Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
1) особенности субъекта:
а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;
б) возраст;
в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;
г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;
д) психическое состояние;
е) состояние здоровья;
ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;
з) ценностные ориентации;
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- История возникновения социальной психологии как науки.
- Понятие малой группы и виды малых групп.
- Структура группы.
- Феномены групповой динамики.
- Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 8. Групповая дискуссия и принятие группового решения.
- 9. Понятие лидерства. Стили лидерства.
- 10. Лидерство и руководство группой.
- 11. Виды и типы лидеров.
- 12. Природа лидерства в различных теоретических подходах.
- 13. Теоретические концепции групповой сплоченности.
- 14. Понятие группового давления и комформизма. Эксперимент с. Аша. Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 15. Функции большинства и меньшинства в групповых процессах.
- 16. Группомыслие и огруппление мышления.
- 17. Социальная леность и её предупреждение.
- Социальная Леность
- 18. Конфликты в группе.
- 2) Возникновение, причины конфликтов
- 19. Феномены межгруппового взаимодействия. Внутригрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм.
- 20. Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
- 21. Психологические характеристики большой группы.
- 22. Личность в большой группе.
- 23. Понятие об общении. Функции общения. Виды общения.
- 24. Психологическая структура общения.
- 25. Стили общения.
- 1. Авторитарный
- 2. Попустительский
- 3. Демократический
- 5. Общение-дистанция
- 6. Общение – устрашение
- 7. Заигрывание
- 26. Психологические механизмы социального восприятия.
- 27. Эффекты социального восприятия.
- 28. Интерактивная сторона общения. Структуры взаимодействия.
- 29. Средства воздействия в общении и формы воздействия.
- 30. Транзактный анализ взаимодействия.
- 31. Коммуникативная сторона общения. Эффективность коммуникации.
- 32. Барьеры общения.
- 33. Социальное поведение личности. Просоциальное и альтруистическое поведение.
- 34. Мотивы и факторы просоциального поведения.
- 35. Агрессивное поведение: определение и виды агрессии.
- Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Психоаналитическая теория агрессивности
- [Править]Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
- [Править]Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
- 36. Факторы и мотивы агрессии.
- 37. Формирование ненасильственного, неагрессивного поведения.
- 38. Понятие социальной установки, ее структура и функции.
- 39. Взаимосвязь социальных установок и поведения.
- 40. Изменение и формирование социальных установок.
- 41. Понятие «Образ я», его структура и функции.
- 42. Понятие идентичности в концепции э. Эриксона.
- 43. Виды социальной идентичности.