Предмет и задачи социальной психологии.
(из тетради)
Выделяют 4 предметные области:
А) общение – источник всех социальных явлений;
Б) малые и большие группы – как самостоятельные соц. псих. образования;
В) личность в группе и обществе;
Г) массовидные явления психики.
(из инета)
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.
Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются1: 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. Это – так называемые “массовидные” социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания. Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т.д. 3) Групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.
Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных форм социальной деятельности (например, организационно-управленческой) или ролевого поведения. Таким образом, предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие. Основными задачами социальной психологии являются: ! исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.); ! выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; ! разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; ! непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.
Задачи
Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
Массовые психические явления.
Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.
Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:
психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
практические приложения.
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- История возникновения социальной психологии как науки.
- Понятие малой группы и виды малых групп.
- Структура группы.
- Феномены групповой динамики.
- Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 8. Групповая дискуссия и принятие группового решения.
- 9. Понятие лидерства. Стили лидерства.
- 10. Лидерство и руководство группой.
- 11. Виды и типы лидеров.
- 12. Природа лидерства в различных теоретических подходах.
- 13. Теоретические концепции групповой сплоченности.
- 14. Понятие группового давления и комформизма. Эксперимент с. Аша. Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 15. Функции большинства и меньшинства в групповых процессах.
- 16. Группомыслие и огруппление мышления.
- 17. Социальная леность и её предупреждение.
- Социальная Леность
- 18. Конфликты в группе.
- 2) Возникновение, причины конфликтов
- 19. Феномены межгруппового взаимодействия. Внутригрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм.
- 20. Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
- 21. Психологические характеристики большой группы.
- 22. Личность в большой группе.
- 23. Понятие об общении. Функции общения. Виды общения.
- 24. Психологическая структура общения.
- 25. Стили общения.
- 1. Авторитарный
- 2. Попустительский
- 3. Демократический
- 5. Общение-дистанция
- 6. Общение – устрашение
- 7. Заигрывание
- 26. Психологические механизмы социального восприятия.
- 27. Эффекты социального восприятия.
- 28. Интерактивная сторона общения. Структуры взаимодействия.
- 29. Средства воздействия в общении и формы воздействия.
- 30. Транзактный анализ взаимодействия.
- 31. Коммуникативная сторона общения. Эффективность коммуникации.
- 32. Барьеры общения.
- 33. Социальное поведение личности. Просоциальное и альтруистическое поведение.
- 34. Мотивы и факторы просоциального поведения.
- 35. Агрессивное поведение: определение и виды агрессии.
- Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Психоаналитическая теория агрессивности
- [Править]Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
- [Править]Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
- 36. Факторы и мотивы агрессии.
- 37. Формирование ненасильственного, неагрессивного поведения.
- 38. Понятие социальной установки, ее структура и функции.
- 39. Взаимосвязь социальных установок и поведения.
- 40. Изменение и формирование социальных установок.
- 41. Понятие «Образ я», его структура и функции.
- 42. Понятие идентичности в концепции э. Эриксона.
- 43. Виды социальной идентичности.