Понятие малой группы и виды малых групп.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами . Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций , нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений –психологическим климатом группы . Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называютгрупповыми нормами . Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.
Рассмотрим классификацию малых групп. Условные , илиноминальные , – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяютсяреальные . Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от нихлабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории.
Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности.
Естественные группы делятся на формальные и неформальные(другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций.
Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать иантиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитыеи слаборазвитые . Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности) , иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностьюимеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру.
- Предмет и задачи социальной психологии.
- Методы социальной психологии.
- История возникновения социальной психологии как науки.
- Понятие малой группы и виды малых групп.
- Структура группы.
- Феномены групповой динамики.
- Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 8. Групповая дискуссия и принятие группового решения.
- 9. Понятие лидерства. Стили лидерства.
- 10. Лидерство и руководство группой.
- 11. Виды и типы лидеров.
- 12. Природа лидерства в различных теоретических подходах.
- 13. Теоретические концепции групповой сплоченности.
- 14. Понятие группового давления и комформизма. Эксперимент с. Аша. Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы.
- 15. Функции большинства и меньшинства в групповых процессах.
- 16. Группомыслие и огруппление мышления.
- 17. Социальная леность и её предупреждение.
- Социальная Леность
- 18. Конфликты в группе.
- 2) Возникновение, причины конфликтов
- 19. Феномены межгруппового взаимодействия. Внутригрупповая враждебность и внутригрупповой фаворитизм.
- 20. Понятие о больших группах в социальной психологии. Виды больших групп.
- 21. Психологические характеристики большой группы.
- 22. Личность в большой группе.
- 23. Понятие об общении. Функции общения. Виды общения.
- 24. Психологическая структура общения.
- 25. Стили общения.
- 1. Авторитарный
- 2. Попустительский
- 3. Демократический
- 5. Общение-дистанция
- 6. Общение – устрашение
- 7. Заигрывание
- 26. Психологические механизмы социального восприятия.
- 27. Эффекты социального восприятия.
- 28. Интерактивная сторона общения. Структуры взаимодействия.
- 29. Средства воздействия в общении и формы воздействия.
- 30. Транзактный анализ взаимодействия.
- 31. Коммуникативная сторона общения. Эффективность коммуникации.
- 32. Барьеры общения.
- 33. Социальное поведение личности. Просоциальное и альтруистическое поведение.
- 34. Мотивы и факторы просоциального поведения.
- 35. Агрессивное поведение: определение и виды агрессии.
- Виды агрессивных реакций по опроснику Басса-Дарки
- Психоаналитическая теория агрессивности
- [Править]Агрессивность «доброкачественная» (инструментальная агрессия)
- [Править]Агрессивность «злокачественная» (враждебная агрессия)
- 36. Факторы и мотивы агрессии.
- 37. Формирование ненасильственного, неагрессивного поведения.
- 38. Понятие социальной установки, ее структура и функции.
- 39. Взаимосвязь социальных установок и поведения.
- 40. Изменение и формирование социальных установок.
- 41. Понятие «Образ я», его структура и функции.
- 42. Понятие идентичности в концепции э. Эриксона.
- 43. Виды социальной идентичности.