Тема 1. Предмет и значение курса.
Основные вопросы, раскрывающие содержание темы:
-
понятия «семья» и «брак»;
-
психологические закономерности семейных отношений как предмет курса;
-
характеристика основных теоретических подходов к исследованию психологических проблем семейных отношений;
-
задачи и значение курса;
-
актуальность решаемых психологией семьи задач.
Следует обратить внимание на нетождественность понятий брака и семьи. Если брак является исторически обусловленной, санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между полами, устанавливающей их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, то семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве.
Разграничение этих понятий принципиально значимо для раскрытия содержания всего курса: брак фиксируется государством, а семью создаём мы сами.
Важно подчеркнуть, что психологические проблемы семьи носят очень сложный характер и в этой связи имеют неоднозначное теоретическое обоснование. Они по-разному рассматриваются психологами различных научных ориентаций. Исходя из этого, каждому психологическому феномену семейных отношений нужно давать по возможности и психоаналитическую, и бихевиористскую, и когнитивистскую трактовку, привлекая научные данные из исследований различных как зарубежных, так и отечественных авторов.
Сформулировав задачи курса семейной психологии, необходимо раскрыть их актуальность, показать важность знания психологических проблем семьи для современного человека, нуждающегося в сохранении психического равновесия, в способности плодотворно работать, избегать негативного влияния чрезмерных темпов жизни и стрессов. Психотерапевтическая функция семьи не выдумана теоретиками, а является настоятельным требованием нашего времени.
- Психологія сім’ї
- Тема 1. Предмет и значение курса.
- Литература
- Тема 2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи.
- Литература
- Тема 3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений.
- Литература
- Тема 4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра.
- Литература
- Тема 5. Психологический анализ любви.
- Литература
- Тема 6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений.
- Литература
- Тема 7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде.
- Литература
- Тема 8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие.
- Литература
- Перечень рекомендуемых тем для курсовых работ по «Психологии семьи»