logo
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по психологии семьи

Тема 1. Предмет и значение курса.

Основные вопросы, раскрывающие содержание темы:

Следует обратить внимание на нетождественность понятий брака и семьи. Если брак является исторически обусловленной, санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между полами, устанавливающей их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, то семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве.

Разграничение этих понятий принципиально значимо для раскрытия содержания всего курса: брак фиксируется государством, а семью создаём мы сами.

Важно подчеркнуть, что психологические проблемы семьи носят очень сложный характер и в этой связи имеют неоднозначное теоретическое обоснование. Они по-разному рассматриваются психологами различных научных ориентаций. Исходя из этого, каждому психологическому феномену семейных отношений нужно давать по возможности и психоаналитическую, и бихевиористскую, и когнитивистскую трактовку, привлекая научные данные из исследований различных как зарубежных, так и отечественных авторов.

Сформулировав задачи курса семейной психологии, необходимо раскрыть их актуальность, показать важность знания психологических проблем семьи для современного человека, нуждающегося в сохранении психического равновесия, в способности плодотворно работать, избегать негативного влияния чрезмерных темпов жизни и стрессов. Психотерапевтическая функция семьи не выдумана теоретиками, а является настоятельным требованием нашего времени.