Тема 6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений.
Тема раскрывается в вопросах:
-
противоречивый характер потребностей супругов в близости (единстве) и отдалённости (обособлении);
-
половая и индивидуальная специфика в соблюдении психологической дистанции между супругами;
-
базовая мотивация Преследователей и Отстраняющихся;
-
способы устранения неизбежных противоречий в супружеских отношениях на стадии их стабилизации; типичные ошибки супругов;
-
значение личностной «дифференцированности» и «ориентированности на цели» в супружеских отношениях;
-
сущность истинного одобрения другого человека;
-
классификация и характеристика поведенческих реакций супруга на попытки партнёра изменить его.
Анализ всего содержания данной темы курса направлен на обоснование закономерного характера психологических трудностей стабилизации эмоциональных отношений в семье.
В качестве важнейшей закономерности мы рассматриваем противоречивый характер потребностей супругов в семейном общении. С одной стороны, супруги нуждаются в близости, поддержке, любви, одобрении супруга, но с другой стороны, в обособлении, уединении, независимости, автономии, свободе, самоопределении.
Подобное сочетание потребностей в его специфическом проявлении можно найти во всех возрастных группах. Имеется также половая и индивидуальная специфика выраженности этого противоречия.
Необходимо раскрыть продуктивность анализа семейных отношений с помощью описания особенностей поведения и базовой мотивации Преследователя и Отстраняющегося. Один из них стремится уменьшить психологическое пространство в отношениях, пытается полностью «раствориться» в любимом, требует максимальной близости, основываясь при этом на страхе быть покинутым. Другой супруг руководствуется страхом потери «Я» в излишней близости с партнёром.
Следует подчеркнуть, что в реальной жизни в мотивации обоих типов личности (и Преследователя, и Отстраняющегося), несмотря на различия, существует сходная потребность в объединении противоречивых тенденций, потребность в единстве с партнёром. Мешает им установить это единство наличие ошибочных представлений. Большинство людей считает, что близкие отношения с супругом требуют отказа от индивидуальности, слияния двух личностей, полного совмещения потребностей. Для них взаимопонимание, близость, интимность означают одинаковость супругов. Поэтому, когда возникают противоречия, они пытаются изменить партнёра, сделать его похожим на себя. Однако заставить другого измениться очень трудно, он реагирует на это с помощью уступок, бунта, нападения и даже разрыва отношений.
Для понимания тупика, в котором оказываются при этом супруги, необходимо проанализировать особенности поведения лиц Уступающих, Бунтующих, Нападающих и Разрывающих отношения. Они раскрыты в работах В. Сатир.
Основной вывод, который следует из рассмотрения данной проблемы, заключается в том, что создать здоровую, прочную семью, стабилизировать эмоциональные отношения могут лишь люди, способные сохранять близость с партнёром и одновременно оставаться собой. Таких людей, обладающих высокой эмоциональной зрелостью, в американской психологии называют дифференцированными личностями либо личностями, ориентированными на цели собственного роста. Хорошо дифференцированные люди способны быть собой, делать и говорить то, чего они хотят, они открыто выражают себя и одновременно принимают индивидуальность других, не реагируя, когда те пытаются заставить их измениться каким-то образом. В то же время они открыты для возможности любых изменений в себе и способны переосмыслить свою позицию, когда этого требует новая информация. Быть дифференцированным, ориентированным на себя, на цели своего роста не значит не заботиться о взаимоотношениях с другими. Как правило, отношения при этом складываются более радостные, значимые, близкие, гораздо меньше возникает проблем.
Сущность истинного одобрения другого человека состоит в одобрении различий с ним. В благополучной, хорошо функционирующей семье различия между её членами считаются интересными, необходимыми, их используют для стимулирования личностного роста и совершенствования отношений.
- Психологія сім’ї
- Тема 1. Предмет и значение курса.
- Литература
- Тема 2. Эволюция брака и семьи в истории человечества. Характеристика современной семьи.
- Литература
- Тема 3. Семья как целостная саморегулирующаяся система. Функционально-ролевой характер семейных отношений.
- Литература
- Тема 4. Психологические закономерности развития эмоциональных отношений и выбора брачного партнёра.
- Литература
- Тема 5. Психологический анализ любви.
- Литература
- Тема 6. Психологическое обоснование закономерных трудностей формирования супружеских отношений.
- Литература
- Тема 7. Феномены психологической совместимости и конфликта в супружеской диаде.
- Литература
- Тема 8. Влияние супружеских взаимоотношений и особенностей отношения родителей к ребёнку на его психическое здоровье и личностное развитие.
- Литература
- Перечень рекомендуемых тем для курсовых работ по «Психологии семьи»