Тема 6. Этические размышления руских мыслителей
XIX-XX ВЕКОВ
Русская этическая мысль XIX - начала XX вв. Общая этическая направленность философского творчества русских мыслителей. Интерес к выявлению нравственных оснований социальной жизни, убежденность в необходимости и возможности радикального преобразования общества на началах справедливости, равенства и братства. Этические взгляды русских революционеров-демократов В. Белинского, Н. Чернышевского, А. Добролюбова. Н. Федоров о появлении “сиротских» отношений между людьми, забывшими своих «отцов», утратившими связь с прошлым. Ф. Достоевский об абсолютной ценности каждого человека и двойственном характере человеческой души. Достоевский как критик концепции разумного эгоизма Н. Чернышевского. Л. Толстой и его концепция непротивления злу силой. Русский мыслитель о возможностях коренного преобразования общества на основе нравственного учения христианства. И. Ильин и его концепция «противления злу силой». В. Соловьев об этике «всеединства» и «соборности». Мыслитель о лично-общественной сущности человека и обществе как дополненной и расширенной личности. Проект «нравственной организации общества» В. Соловьева. Н. Бердяев о свободе человека и «новой этике творчества».
Советский период (20 - 80-ые годы ХХ века). Научный, прогрессивный характер, гуманистическая сущность социалистической морали в трудах О. Дробницкого, Л. Архангельского, А. Титаренко, А. Гусейнова, С. Анисимова, И. Кона, Э. Соловьева и др.
Проблемы современной российской этической мысли: восстановление преемственности в развитии отечественной этики; осмысление западных нравственных ценностей применительно к российской ментальности; поиски мировоззренческих оснований нравственных ориентиров развития России, национального, социального и духовного единения общества.
Нравственные проблемы современного российского общества в творчестве А. Солженицына, Д. Лихачева.
Литература:
1,2,3,5,6,22,26
Вопросы для самоконтроля:
-
Каковы главные особенности русской этической мысли XIX-XX веков?
-
В чем видели смысл жизни русские революционеры-демократы?
-
В чем видит Ф. Достоевский способ преодоления пороков общества и людей?
-
В чем причина существования социального зла, по мнению Л. Толстого?
-
Изложите этические аргументы, приводимые Л. Толстым в пользу идеи «непротивления злу силой». Согласны ли Вы с ними? Что Вы могли бы возразить великому моралисту?
-
В чем видит Л. Толстой нравственный идеал?
-
Какие гуманистические идеи содержатся в нравственной философии В. Соловьева?
-
Какую роль играет свобода и творчество в нравственной жизни личности и истории человечества, с точки зрения Н. Бердяева?
-
Каковы главные достоинства социалистической морали, с точки зрения главных представителей советской этической науки?
- «Государственный университет управления»
- По учебной дисциплине
- Москва – 2009
- На заседании кафедры философии
- Обсуждены и одобрены
- 1. Организационно-методические указания
- 2. Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для всех специальностей, кроме «рекламы»
- Распределение часов по срокам обучения, темам и видам учебных работ для специальности «реклама»
- Основная и дополнительная учебная литература
- Справочная:
- Дополнительная:
- Содержание разделов и тем учебной дисциплины
- Раздел 1. Этика как наука. Мораль и нравственность как предмет этики тема 1. Этика как наука. Мораль как предмет этики.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 2. Историческое становление нравственности и ее современное состояние. Мировые тенденции развития нравов
- Тема 3. Этические категории и нравственные ценности
- Раздел 2. История мировой этической мысли
- Тема 4. Этика древнего мира и средневековья
- Тема 5. Европейская этика XV-XX веков
- Тема 6. Этические размышления руских мыслителей
- Раздел 3. Этика и социальная практика
- Тема 7. Реализация этических моделей в
- Тема 8. Этика и социальное управление
- Тема 9. Профессиональная этика. Этика и этикет
- 5. Контрольные задания
- 6. Глоссарий