logo search
Философия и психология пола и возраста / 2008-05-17-23-53-kaka0002- пола и возраста

Лекция .

Гендерные модели: классика и современность.

В данном разделе будут рассмотрены особенности патриархальной культуры и определение места в ней мужчины и женщины; социокультурные психологические портреты мужчины и женщины и сексуальные роли.

Гендерные исследования ведутся в мире уже более тридцати лет. Можно сказать, что определен предмет исследования, выявлен категориальный аппарат, сформулированы методологические принципы анализа проблем и разработаны методики их изучения. Все это, однако, не означает, что теперь достаточно только описывать и систематизировать локальные проявления взаимодействия мужского и женского с помощью известных схем, двадцать первый век порождает новые проблемы.

Главную из них чаще всего обозначают как проблему половой идентичности. Но перспективу развития гендерных исследований можно сформулировать по-другому: на смену половой определенности в двадцатом веке пришла неопределенность, следовательно, заглядывая вперед, мы можем предположить, что в ближайшие десятилетия перед личностью и обществом встанет проблема переопределения и сохранения половой стабильности и определенности. Если ставить вопрос отдельно о доминирующих гендерных проблемах в организациях, то следует отметить, что формула «равенство в различии», так же как политика «унисекс», не привели к разрешению реальных гендерных конфликтов, следовательно в области социально-профессионального разделения труда и системы образования сохраняется половая сегрегация в скрытой или явной форме. Гендерная проблема в системе власти не решена нигде.

Термин «гендер» вводится в конце 60-х годов для различения биологических функций пола и социокультурных оснований для различения мужского и женского. При этом, даже в англоязычном варианте сложность употребления того или иного понятия сохраняется. Понятие «секс» употребляется в значении «биологический пол», то есть для определения функции индивида в репродуктивном процессе. С другой стороны по признанию исследователей, понятие «секс» в нашем сознании ассоциируется с половым актом или любовной игрой, а последнее, очевидно, опять-таки выходит за рамки биологии.

В русском языке все легче. Понятие «пол» может быть использовано однозначно, как понятие биологическое; понятие «секс» применимо к определенной сфере человеческих отношений и имеет как материальный (телесный и физиологический), так и символический культурный аспект. Понятие «гендер» употребляется для обозначения социокультурных причин или оснований полоролевых различий. «Гендерные исследования – это область знания, с помощью которой изучается, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и сознании личности социальные роли мужчины и женщины, а также какие последствия это распределение для них имеет».1

Понятие «гендер» в современной социальной науке интерпретируется по-разному. «…гендер фактически фиксирует принадлежность личности к определенной субкультуре ( женской, мужской, гетеро- или гомосексуальной) с ее нормами, стандартами поведения, соответствующими потребительскими рынками, видами творчества. общественной самоорганизации и т.д.»2. Мы будем считать, что «гендер» – социально-биологическая и культурная характеристика, с помощью которой личность самоопределяется как «мужчина» или «женщина». Гендерная роль – система предназначений, ролей, идеалов и ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Гендерная роль – сложное понятие, при определении которого в каждую историческую эпоху учитываются или формулируются заново:

  1. Иерархия мужского и женского

  2. Основное предназначение мужчины и женщины

  3. Основные профессиональные сферы деятельности мужчины и женщины

  4. Социально-психологические модели мужественности и женственности

  5. Сексуальные роли и идеалы мужчины и женщины.

Различные влияния, детский опыт, природные и социально-экономические условия заставляют мужчин и женщин выбирать разные роли. Именно ожидания и убеждения по поводу правильного распределения и исполнения ролей влияют на поведение мужчин и женщин. Психологи отмечают, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам – «крылья». В течение длительного времени гендерные исследования велись внутри феминистских организаций и движений с целью доказательства дискриминации женщин в общественной, частной и интимной сферах человеческого бытия. Поэтому, понятия «гендера» и «гендерной роли» относились исключительно к женщинам. В настоящее время ведутся активные разработки исследований мужественности и данные понятия относятся к обоим полам. Первая особенность мужского гендера, заключается в том, что он «невидим». Неявность или неочевидность существования особого мужского гендера, в отличие от определений человека вообще связана с классическим отождествлением мужчины и человека, зафиксированном во многих языках мира, выявленном при анализе содержания наук о человеке, закрепленном в народном фольклоре. Вторая особенность в том, что «мужественность» сегодня рассматривается как отдельная характеристика, как качество, приобретаемое личностью в становлении. Больше того, наш язык показывает, что скорее женщиной рождаются, в то время как мужчиной становятся. «Ты же девочка» – говорит мама дочери; «Ты должен быть мужчиной», – говорят сыну. Третья особенность в том, что отрицаемая мужчиной женственность находится в нем самом. Она заключается в следующем: любви / нелюбви к своей матери, сохраняющейся с раннего детства до глубокой старости; женском начале в психологии, заложенном своей матерью; представлении об идеальной женщине, сформированном под влиянием (положительным или отрицательным) своей матери. Мужественность и женственность – относительные понятия, поскольку чаще всего они рассматриваются как диалектические противоположности. «Хотя «мужской» и «женский» могут иметь универсальные характеристики, однако, никто не может понять социальную конструкцию мужественности или женственности без соотнесения с другим… Когда представления о женственности изменяются, попросту, когда женщины хотят заново определить свою идентичность – представления о мужественности также дестабилизируются.»3. Относительность мужского начала проявляется в негативном самоопределении мальчиков, для которых их мужественность важнее, чем для женщин – женственность; в том, что мужское существует только противопоставляясь женскому; и в том, что сексуальные отклонения, связанные с ориентацией, чаще встречаются у мужчин. Таким образом современное социальное знание требует анализа как мужественности так и женственности, как атрибутивных характеристик личности и личностного бытия.

В данной статье мы сосредоточим свое внимание на традиционной «женской» проблеме, рассматривая ее через призму организационного контекста: гендерной политики организации, полоролевых стереотипов в представлении мужского и женского в деловой коммуникации, особенностей сознания и организационного поведения современной деловой женщины.

В настоящий момент гендерные исследования методологически базируются на трех гендерных моделях, которые можно обозначить, как классическую, неклассическую и современную.

Классическая гендерная модель. Исходные положения:

1.Определенность и константность пола. Пол задан от рождения, то есть биология, физиология и анатомическое строение тела автоматически предполагают определенную модель сознания и поведения. Любые сомнения в половой идентичности, тем более, психика и поведение, не соответствующие гендерной роли, расцениваются как аномалия или патология, подвергаются остракизму и репрессиям.

2. Постоянная оппозиция мужского и женского. Мужской и женский миры понимаются как противоположности, взаимно обусловливающие и взаимно отрицающие друг друга. Противоположность земли и неба, разума и сердца, духа и плоти традиционно рассматривалась в контексте противоположности мужского и женского начал, мужских и женских типических черт, мужских и женских жизненных стратегий.

3. Постоянное превосходство мужского над женским, которое выражается: в превосходстве мужского тела над женским (от Платона к Фрейду в течение веков прослеживается идея совершенства мужской анатомии и физиологии и недостаточность, неполноценность и ущербность женской телесности); в превосходстве мужского разума (женщина – иррациональное существо); в превосходстве мужских добродетелей (сила, решительность, смелость имеют большее значение, чем доброта, нежность, кротость; кроме того, женщина вообще считается более склонной к пороку, чем мужчина).

4.Сфера деятельности женщины вторична и менее значима по сравнению с преобразующей мир деятельностью мужчины. Специфическая женская деятельность возникает лишь в пробелах, оставленных мужчинами. Женщины должны создавать то, что не могут создать мужчины. «… женщина в традиционной культурной парадигме отождествляется исключительно с телом и его функциями – детородными или сексуальными. Единственная форма духовной жизни женщины – любовь, определяемая как забота и проявляемая в форме обслуживания своих близких. А единственно важная сфера деятельности – семья.»4

5. Максимальное отчуждение мужского и женского. Идеальный мужчина и идеальная женщина существуют как максимальное воплощение половых различий.

  1. В социально-профессиональной сфере и в отношениях власти отношения мужчины и женщины строятся по вертикали ролей «шеф» и «секретарша», что подчеркивает роль мужчины как лидера, как творца, как высшего существа, как предмета поклонения и обслуживания.

Неклассическая гендерная модель.

1. Пол, как личностное качество, по – прежнему константен, но уже не предопределен. Биологически заданный пол не делает новорожденного автоматически мужчиной или женщиной. Половая идентичность формируется постепенно как результат социальной практики.

2. Оппозиция мужского и женского сохраняется, но выражается через принцип дополнительности. Это означает, что мужской и женский миры понимаются как разные, равные и необходимо взаимодополняющие друг друга в процессе социального взаимодействия. С конца 18 века мыслители разных направлений отстаивали идею радикального различения полов. «Мужчина и женщина развиваются в разных мирах и никогда не встречаются кроме времени воспроизводства… Некоторые хотят видеть в этой дихотомии мужского и женского миров реализацию идеала – дополнительности полов, гарант гармонии между мужчиной и женщиной. В современных терминах мы сказали бы «равенство в различном». Приверженцы этой модели, широко распространенной в 19 веке, считают, что нельзя больше говорить о неравенстве полов, поскольку они несравнимы.»5 Но это означает, что женщинам нет входа на мужскую территорию, что они могут реализовать только женские поведенческие сценарии на характерных для женщин пространствах: доме, детях, и сексе.

3. Социально-профессиональное разделение труда теряет половую определенность. За исключением домашнего хозяйства декларируются равные права и равные возможности мужчин и женщин в публичной и приватной сфере. В сфере власти сохранение гендерной ассиметрии признается естественным в силу особенностей мужского интеллекта и характера.

4. Главная форма представления пола в культуре и повседневности – сексуальность. Механизмы ее регулирования и подавления раскрывают суть сознания, поведения и взаимоотношений мужчины и женщины.

Современная гендерная модель.

  1. Пол перестает быть определенным и константным Множественность половой идентичности, проявляющаяся через различие сознания и поведения в ролях и ситуациях. Биологические мужчина и женщина выбирают себе подходящую гендерную роль в соответствии со своей психикой и индивидуальными особенностями личностного становления. Личность играет в «любое существо» не только в сфере выбора гражданства, места жительства, национальной принадлежности, возрастной определенности, но и в сфере пола.

  2. Оппозиция мужского и женского исчезает. Взаимодействие и взаимопереход мужского и женского в любом сегменте культурного пространства не только неизбежно, но и желательно.

  3. В публичной, приватной и интимной сферах мужское и женское существует и определяется не будучи однозначно связанным с биологическим полом личности.

  4. Появление и культивирование модели «унисекс» в социально- профессиональной, культурной, ментальной и поведенческой сферах.

  5. В социальной и профессиональной сфере, а так же во властных отношениях неравенство мужчин и женщин представляется как результат свободной конкуренции в политической борьбе, на рынке труда и услуг, а не следствие гендерной политики и общественных стереотипов.

Таким образом, «гендер» – в психологии – социально-биологическпя характеристика, с помощью которой люди дают определения понятий «мужчина» и «женщина». Гендерная роль – набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Содержание гендерных ролей: общественное разделение труда и отношение к власти; значение частной жизни гражданина; степень равноправия мужчины и женщины в межличностных отшениях, нормы и правила межполовой коммникации; механизмы формирования идеальных моделей и способы им следования.

Наша культура патриархальна. Это значит, что мы живем в мужском мире; в мире созданном мужчинами по своим меркам. В этом мире доминирует рациональность, требование успеха в общественно-полезной, материальной или духовной, деятельности, принудительная конкуренция, страх перед неудачей, эмоциональная замкнутость.

Патриархальная культура предполагает неравенство полов и подчинение одного пола другому. Разумеется, это подчинение сегодня не носит того характера, как 2 тысячи лет назад. Но- женская сфера влияния: дом, семья, дети по- прежнему вторична. Женщина в патриархальной культуре рассматривается как нечто неопределенное, иррациональное или как недостаточное. Неслучайно, Фрейд считал, что комплексы женщины связаны с изначальным чувством ущербности ее тела по сравнению с телом мужчины. С. де Бовуар и К. Миллетт говорили о том, что женщина повсюду сталкивается с особыми проблемами; за ней по-прежнему отрицается право на сексуальную свободу и биологический контроль за собственным телом – посредством культа девственности, двойного стандарта и запрета на аборт. В мире патриархальной культуры женщину покупали, продавали, похищали, за нее бились, ее освобождали, но уже само существование общественных движений за права и свободы женщин подчеркивают ее подчиненное положение в мужском мире.

Мужской мир оказывается гораздо менее строгим по отношению к мужчине, чем к женщине. Добрачные связи, внебрачный ребенок, аборт, развод, повторный брак- во всех видах конфликтов между полами женщина оказывается стороной, терпящей больший физический, материальный и моральный ущерб. Л.Толстой в повести «Крейцерова соната» показывает, какие последствия имеет различие в принятых нормах сексуального поведения мужчин и женщин. Мужчина не только имеет право, но и должен иметь добрачные половые связи, в то время как порядочная женщина обязана сохранять невинность. Мужчина может изменить жене или соблазнить чужую жену, но для женщины – это недопустимо. Естественно, к концу ХХ века изменились и нормы и санкции, следующие за нарушением норм. Но поскольку телесная природа женщины дает возможность мужчине удостовериться в своем первенстве, постольку сохранение невинности по-прежнему остается способом давления на женщину. В ольшинстве цивилизованных стран аборты и контрацепция разрешены, но дисскуссии по поводу целесооборазности и добродетельности того и дрругого не прекращаются и по сей день. Семйные роли женщины (жена. Свекровь. Теща, невестка) подвергаются постоянной критике, в то время как семейные роли мужчины неприкасаемы. Требования к женщине строже и вне половых отношений. Например, пьющий мужчина осуждается меньше, чем пьющая женщина. Поэтому женщина реже и позже обращается за лечением по поводу алкоголизма и, следовательно, женский алкоголизм неизлечим не только по физиологическим причинам. В любой возрастной или социальной группе считают, что за неряшливый вид мужчины отвечает его женщина, в то время как за неряшливый вид женщины – только она сама. В случае развода во всех странах чаще дети остаются с матерью, следовательно, социум препоручает заботу о детях женщине и спрашивает с нее. Количество отцов, которые готовы воспитывать детей, сидя дома, составляет , по мнению социологов всего 1-2%. 75% регулярно опрашиваемых мужчин говорят, что не хотят и не могут заниматься домашним хозяйством.

В мужском мире мальчик должен быть мужчиной, иначе ему грозит изоляция. Женщину, которая ведет себя как мужчина, будут терпеть женщины, поскольку она им не соперница, и с оговорками примут мужчины, поскольку в мужском мире она им не соперница. Мужчина же, который ведет себя, как женщина (в данном случае речь идет не о сексуальной ориентации) не будет признан ни мужчинами, ни женщинами. Но что значит, вести себя как... Какие образцы полового поведения существуют?

В истории моделей или образцов мужского поведения исследователи выделяют несколько этапов. »От века» существовал и продолжает существовать так называемый «КРУТОЙ мужчина» Его психологические черты: а/ничего женственного, б/главное -успех и независимость, в/принципиальное одиночество «всех к черту». Одинокий, невозмутимый сильный Ковбой, который любит виски, кольт и свою лошадь. В нем воплощена мечта маленького мальчика - делать то, что хочешь, когда и как и сколько хочешь. Высший этап развития КРУТОГО мужчины -Терминатор, машина, у которой есть разум и сила, но нет человеческих, в том числе и мужских потребностей.

Критическая переоценка Крутого мужчины осуществлялась неоднократно, в том числе и в прошлые века. Движение жеманниц во Франции провозгласило, что настоящий мужчина должен быть любезен, утончен, образован и уважительно относиться к женщине. В противовес Крутому мужчине в культуре и общественном сознании появляется женская героиня -активная, независимая, жесткая, и компетентная. Женщина, способная выполнять мужскую работу и подчинить себе мужчину, женщина, выбирающая мужские ценности- успех и независимость и посылающая все к черту. Скарлетт О,Хара – зеленоглазая героиня романа М. Митчелл «Унесенные ветром» еще не может без мужчины в соответствии с нормами и правилами общества, в котором живет, но уже сама выбирает мужчин, формы своего общественного поведения, обладает умом и волей, обеспечивающими ей успех в том числе в общественно значимой деятельности –традиционной сфере мужчин. Мужчины ответили на женский вызов образом «МЯГКОГО мужчины». Нерешительный до безучастия, нежный и слабый, «Мягкий мужчина» или убегал от сильной женщины, или искал у нее защиты. Несостоявшийся сын или маленький муж своей матери, «Мягкий мужчина» одинок. То, что он выбирает «женские» ценности- любовь, сострадание, покой- делает его неспособным продолжить дело отцов и быть образцом для сыновей.

Новые модели мужественности появляются уже в ХХ веке, когда общество созревает до идеи равенства полов. После того, как преодолен стереотип примата матери в воспитании детей. и отцы, как и матери, начинают оставлять себе детей в случае развода, возникает образ «МЕНЯЮЩЕГОСЯ мужчины» - сына женственного мужчины и мужественной женщины, готового к выполнению отцовско-материнских функций, исповедующего новые ценности: самообладание, желание и способность преодолеть себя, готовность и способность к защите и заботе и т.д. Но не смотря на эволюцию критериев мужественности в истории культуры следует заметить, что в нашем обществе, в котором соревнование оказывается неотъемлемой частью жизни и сознания, мужчина обречен на конкуренцию и постоянное сравнение его с образом Крутого мужчины, отсюда его эмоциональная замкнутость и всепроникающий страх перед неудачей. Требования общества к мужчине рассогласованы: решительность и ласковость, целеустремленность и выполнение ролей творца, кормильца, рыцаря одновременно, отсутствие вредных привычек и наличие явных признаков мужественности. Мужчина должен добывать и обеспечивать, но еще и понимать женщин и детей, быть гибким в отношениях и внимательным в деталях. Поэтому мужчина продолжает искать адекватную времени модель мужского поведения.

Мужественность для мужчины оказывается важнее, чем женственность для женщины.

Кризис мужественности в конце 19 и начале 20 веков. Его суть - в появлении новых женщин, а так же в открытии бисексуальности человека. Страх перед женщиной в реальности и страх перед собственной внутренней женственностью.

Ищет себя и женщина. Классические героини всех времен и народов, Золушка и Спящая красавица, просто ждут своего Принца. Их примеру следуют миллионы женщин во всем мире. В отечественной литературе Ассоль тоже ждет корабль с алыми парусами. Героини Диккенса и сестер Бронте, так же как Анна Каренина, пытаются бороться за право хотя бы в личном плане решать свою судьбу самостоятельно. В современных, особенно дамских романах появилась «Леди –босс» (Джекки Коллинз), которая богата, красива, независима, делает карьеру, и любит того, кого хочет. В романах А.Марининой перед нами предстают как бы три лица одной женщины. Анастасия Каменская принципиально не хочет быть женщиной, то есть она- обладая виртуальной красотой и обаянием, не хочет пользоваться ими. Больше того, она не получает удовольствия от традиционных женских достижений- красивой внешности, элегантной одежды, флирта, поклонников, секса. Она -не синий чулок, не старая дева, она психологически не нуждается в том, чтобы быть женщиной. Другая героиня-Татьяна Томилина, принципиально хочет быть женщиной. Она толста, но делает себя привлекательной, она имеет домработницу, но с удовольствием и прекрасно готовит, она много и упорно работает и ради успеха, и ради денег, и ради самоутверждения, но получает удовольствие от флирта и секса. И, наконец, Дарья Каменская, обладающая умом, красотой и профессиональной компетентностью, с наслаждением отдает себя мужу, любви и детям. Характерно, что здесь нет места ситуации, когда женщина не может быть женщиной, вопрос в том, КАКОЙ женщиной она хочет быть. Героини отечественных женских детективов (их много и без Александры Марининой) молоды, красивы, беспринципны, жестки и даже жестоки, способны к непосредственной физической борьбе с мужчинами, одиноки или разведены, или «встречаются» с любимым мужчиной, многие весьма свободы в своей сексуальной ориентации. В одной критической статье по поводу успеха фильма «Миссис Айрис едет в Париж» отмечалось, что со временная Золушка сама устраивает себе бал, и принц на нем вроде бы и необязателен. Если использовать этот пример для обоснования современных моделей женственности, то можно отметить, что женщина а\ сама задает себе мифы и идеи, б\ живет потребностью в чем-то лишнем, необязательном, но придающем жизни особый смысл ; в). выбирает себе форму женственности безотносительно к мужчине.

Интересную концепцию о ролях мужчины и женщины в социуме и относительно друг друга развивает Е.Весельницкая в книге «Женщина в мужском мире».Она полагает, что главная ценность для мужчин - это власть, поэтому они и бьются за карьеру, территорию, деньги. Мужчина-это лидер, хозяин, завоеватель. Главная ценность для женщины- это любовь. Поэтому женщины постоянно стремятся к любви и покою. Мужчина и женщина взаимодополняют друг друга во всех психологических и поведенческих актах. Мужчина определяет интерес, желание и цель. Он конструирует реальность, организует деятельность и стремится закончить любой процесс. Женщина предоставляет пространство и заполняет его, она продолжает и осваивает, она тянет нить от прошлого через настоящее в бесконечность. Е.Весельницкая рисует и свою галерею психо- социальных портретов мужчин и женщин. Мужчина: хозяин, воин, подарок и авантюрист; женщина: хозяйка, воин, приз и муза. Главными критериями выделения этих образов являются социально-психологические ценности или жизненные смыслы, определяющие стратегии поведения. Хозяин и хозяйка живут ради накопления и обустройства, комфорта и благосостояния; воин любого пола ради завоевания, ради внешних ценностей – побед и успехов; приз и подарок- для наслаждения жизнью; авантюрист- ради приключений, а муза -для вдохновения.

В соответствии с классическим распределением ролей между мужчиной и женщиной можно сказать, что мужчина направлен на завоевание мира, а женщина на завоевание мужчины, которое подразумевает завоевание мужского мира и мужчины как такового. Не смотря на некоторое изменение социокультурных стандартов классическая схема живет, поскольку мужчина реализует себя в материально-предметной деятельности и как человек и как мужчина, для него эти ипостаси оказываются тождественными. Что касается женщины, то она реализует себя как женщина только по отношению к мужчине, в любви, семье и детях. Ее человеческая реализация может дополнять женскую, а может существовать отдельно от нее .Патриархальная культура в нашем отечестве проявляется и в следующих стереотипах: государство, то есть все общественное, важнее личного, в частности, семьи, брака, любви и т.п.; успех важнее собственного комфорта; мужской мир важнее самого мужчины. Таким образом. общество распределяет сексуальные роли между мужчиной и женщиной по нескольким номинациям: 1. природное или биологическое различие; 2. традиционное разделение деятельности в мире патриархальной культуры; 3. психологическая и поведенческая взаимодополнительность мужчины и женщины 4. различие стандартов и идеалов общества в отношении мужчины и в отношении женщины.

Мужчины изменяют мир, создают новое и таким образом самовыражаются и самоутверждаются как мужчины. Женщины «наводят мосты», они берегут традиции, сохраняют обычаи и ритуалы, соблюдают правила, их человеческое и половое самоутверждение разделены. Таким образом, Мужчина и Женщина могут быть рассмотрены с точки зрения глобальных гендерных различий и взаимной дополнительности. Мы -РАЗНЫЕ, и нет смысла искусственно изменять это положение или сокращать разницу, гораздо эффективнее адаптироваться к Миру и жить в нем.