Эмоционально -волевая сфера личности
Основные понятия: эмоции, эмоциональные явления: эмоциональные состояния, эмоциональный тон ощущений, чувства, настроения, аффекты, ситуативные эмоции, страсть, фрустрация, тревога, гнев, стресс, дистресс; индивидуальные особенности эмоций (сила, глубина, устойчивость и др.), воля, волевое действие, волевая регуляция, функции воли (побудительная, тормозная),
Вопросы для обсуждения
1. Роль эмоций в жизни человека
2. Виды эмоциональных явлений (эмоциональный тон ощущений, чувства, настроения, аффекты, ситуативные эмоции).
3. Онтогенез эмоциональной сферы человека, становление сферы чувств. Факторы и условия развития эмоций.
4. Понятие воли в психологии. Функции воли.
5. Понятие волевого действия и волевой регуляции. Структура волевого действия.
6. Развитие волевой регуляции в онтогенезе.
Литература
Основная
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2001.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
Немов Р.С. Психология: В 2 кн. – Кн.1 – М., 1994.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
Дополнительная
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – С. 66-87.
Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте.
Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте //Лекции по психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского – М., 1987. – С.260 – 268.
Практические задания
Рассмотрите этапы и условия становления эмоциональной сферы человека.
Обоснуйте связь эмоций с личностью и познанием.
Подберите примеры жизненных ситуаций, в которых проявлялись бы разные виды эмоциональных явлений.
Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации.
А. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.
Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.
В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.
Каким образом можно объяснить различия эмоциональных явлений в приведенном примере? Какие именно явления иллюстрируются?
На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, ее дочка – с ужасом, отец – равнодушно, а старичок-биолог – с восхищением: «Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!»
Познакомьтесь с исследованиями, касающимися стресса и других неблагоприятных эмоциональных состояний. Рассмотрите возможности управления эмоциями.
Занятие № 6
- Практические занятия для студентов первого курса по дисциплине «психология»
- Методы современной психологии
- Темперамент и характер.
- Способности.
- Общая характеристика мотивационной сферы личности
- Эмоционально -волевая сфера личности
- Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Занятие 8 Психология мышления
- Основная
- Дополнительная
- Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
- Воображение в жизни человека