logo
семинары+по+общей+психологии+2015

Внимание и память

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о внимании (определение, значение, функции).

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Управление вниманием.

5. Общая характеристика памяти, ее виды.

6. Процессы (механизмы) памяти.

7. Индивидуальные особенности памяти. Способы и приемы эффективного запоминания.

Литература

Основная

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.

2. Немов Р.С.Психология .Кн. 1.,гл.19,М.,1994.

3. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.

4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002

Дополнительная

1. Общая психология : В 7 томах. Под ред. Б.С.Братуся, т. 4: Фаликман М.В. Внимание. М.,2006.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, с.52-65.

3. Рибо Т. Психология внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.

4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002, с. 291-299.

5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я.Романова.М., 2001, с.534- 542.

6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.М., 1972.

Вопросы для размышления

1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение.

А) Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию.(Маудсли).

Б) Гений – это прежде всего внимание. (Ж,Кювье).

2. Что должен сделать спортсмен, услышав команду: « На старт, внимание…»

Задачи и упражнения

1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания.

2. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры.

3. Определите, кто самый внимательный. Почему.

Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».

4. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними,, изменения в раздражителях;

В. создание привычных условий деятельности;

Г. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутренних словесных отчетов;

Д. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.

5. О каких видах внимания идет речь в следующих примерах.

А. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавшй его факт. Сэтого мрмента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг пробретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.

Б. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего мимо скорого поезда и затем некоторое время сохраняют бдительность.

В. Девочка- подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей.

Г. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране.

Д. Преподаватель психологии , читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.

Е. Начавший смотреть фильм зритель сначала напрягался, чтобы понять сложную сюжетную канву, но постепенно втянулся и, совершенно неожиданно для себя, с интересом досмотрел фильм до конца

6. Используя различные приемы запоминания, продемонстрируйте, как можно запомнить материал по одному из вопросов к зачету по общей психологии.

7. Подберите из литературы примеры мнемотехнических приемов, которые можно использовать для запоминания различного рода материала.