Внимание и память
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие о внимании (определение, значение, функции).
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Управление вниманием.
5. Общая характеристика памяти, ее виды.
6. Процессы (механизмы) памяти.
7. Индивидуальные особенности памяти. Способы и приемы эффективного запоминания.
Литература
Основная
1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.
2. Немов Р.С.Психология .Кн. 1.,гл.19,М.,1994.
3. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.
4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2002
Дополнительная
1. Общая психология : В 7 томах. Под ред. Б.С.Братуся, т. 4: Фаликман М.В. Внимание. М.,2006.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1988, с.52-65.
3. Рибо Т. Психология внимания. В кн.: Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н,. Леонтьева и др. М.,1976.
4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002, с. 291-299.
5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. Психология внимания. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейте, В.Я.Романова.М., 2001, с.534- 542.
6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.М., 1972.
Вопросы для размышления
1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение.
А) Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию.(Маудсли).
Б) Гений – это прежде всего внимание. (Ж,Кювье).
2. Что должен сделать спортсмен, услышав команду: « На старт, внимание…»
Задачи и упражнения
1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания.
2. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры.
3. Определите, кто самый внимательный. Почему.
Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».
4. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания.
А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени;
Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними,, изменения в раздражителях;
В. создание привычных условий деятельности;
Г. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутренних словесных отчетов;
Д. Постановка существенно значимых целей и задач деятельности.
5. О каких видах внимания идет речь в следующих примерах.
А. Студент, целенаправленно готовящийся к трудному экзамену по нелюбимому предмету, вдруг натыкается в учебнике на заинтересовавшй его факт. Сэтого мрмента подготовка, ранее требовавшая неусыпного внимания, вдруг пробретает цель и превращается в увлекательный процесс, не требующий специального контроля.
Б. Дремлющие пассажиры поздней электрички вздрагивают от грохота проезжающего мимо скорого поезда и затем некоторое время сохраняют бдительность.
В. Девочка- подросток, читающая перед сном мелодраму, забывает о времени, жадно «проглатывая» страницу за страницей.
Г. Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране.
Д. Преподаватель психологии , читая любую литературу, видит в ней примеры, иллюстрирующие психологические феномены.
Е. Начавший смотреть фильм зритель сначала напрягался, чтобы понять сложную сюжетную канву, но постепенно втянулся и, совершенно неожиданно для себя, с интересом досмотрел фильм до конца
6. Используя различные приемы запоминания, продемонстрируйте, как можно запомнить материал по одному из вопросов к зачету по общей психологии.
7. Подберите из литературы примеры мнемотехнических приемов, которые можно использовать для запоминания различного рода материала.
- Практические занятия для студентов первого курса по дисциплине «психология»
- Методы современной психологии
- Темперамент и характер.
- Способности.
- Общая характеристика мотивационной сферы личности
- Эмоционально -волевая сфера личности
- Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Занятие 8 Психология мышления
- Основная
- Дополнительная
- Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
- Воображение в жизни человека