Общая характеристика мотивационной сферы личности
Основные понятия: активность личности, источники активности, потребности, мотив, мотивация, мотивировка, установка, идеал, интерес, мировоззрение, направленность, оптимум мотивации, мотив достижения успеха и избегания неудачи
Вопросы для обсуждения.
1. Соотношение понятий "потребности", "мотив","мотивация", "мотивировка".
2. Теории мотивации в психологии.
3. Виды мотивов.
4. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.
Литература
Основная.
1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.
2. Немов Р.С.Психология .Кн. 1.,гл.19,М.,1994.
3. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций.с.217-232.,Питер.,2010.
4. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.
Дополнительная.
1. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.СПб., 2006
2. Абрахам Маслоу. Теория человеческой мотивации. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. С. 8-26. М.,1969.
5. Хекхаузен Х. Мотивация достижения. . Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002
Вопросы для размышления.
1. Можно ли и нужно ли ограничивать потребности человека?
2. Что такое «разумные потребности?
3. Стремление к успеху является врожденным или приобретенным? Обоснуйте свой ответ.
Задачи и упражнения
1. Проанализируйте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.
Самый большой азарт написан на лице Гриши. … Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. … Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми, тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнее и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра , Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. … У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на тои спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей. … К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!
2. Опишите мотивационную сферу и ведущий мотив какого-либо известного исторического или литературного персонажа.
3. Приведите пример проявления перфекционизма ( по материалам литературы, кино,
периодической печати, собственных наблюдений).
4. Ниже приведены описания поведения двух шахматистов экстра-класса. Чем, на Ваш взгляд, вызваны различия в их поведении во время игры ?
Один из них сам признавался, что любит игру в шахматы только потому, что любит выигрывать – выигрывать у других. Он никогда не рисковал, очень рационально и прагматично вел себя на турнирах, соглашаясь на ничью в тех случаях, когда эти пол-очка приближали его к победе. Но в условиях длительного и изматывающего турнира, когда победа не давалась, у него регулярно начинались рвота, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и другие соматические расстройства. Другой очень талантливый шахматист всегда играл ради удовольствия самой игры, и хотя он старше и у него были серьезные заболевания внутренних органов, он не обнаруживал такого резкого упадка сил в процессе турнирной борьбы.
Занятие № 5
- Практические занятия для студентов первого курса по дисциплине «психология»
- Методы современной психологии
- Темперамент и характер.
- Способности.
- Общая характеристика мотивационной сферы личности
- Эмоционально -волевая сфера личности
- Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Занятие 8 Психология мышления
- Основная
- Дополнительная
- Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
- Воображение в жизни человека