Дополнительная
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 2. С. 5-362; Т. 3. С. 328; Т. 5. С. 34-48, 153-168.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 17-75, 98-140, 348-385; Т. 2. С. 6-42, 72-231, 251-282.
Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 70-82.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990. С. 101-103.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.
Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1981. С. 11-27, 60-77, 147.
Практические задания
1. Проанализируйте различные определения мышления, выделите существенные характеристики мышления как познавательного процесса.
2. Определите верность утверждений: а) верно; б) неверно.
Мышление отличается от других познавательных процессов тем, что оно оторвано от реальности и носит абстрактный характер.
Опосредствованный и обобщенный характер мышления позволяет человеку понять сущность явлений.
Мышление человека всегда имеет целенаправленный, произвольный характер.
3. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?
А.Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.
Б.Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.
4. Определите, какие мыслительные операции недостаточно развиты у ребенка, вследствие чего у него наблюдаются ошибки в решении задач?
А. Ребенка спрашивают: «Что такое птица?», и он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».
- Практические занятия для студентов первого курса по дисциплине «психология»
- Методы современной психологии
- Темперамент и характер.
- Способности.
- Общая характеристика мотивационной сферы личности
- Эмоционально -волевая сфера личности
- Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Занятие 8 Психология мышления
- Основная
- Дополнительная
- Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
- Воображение в жизни человека