logo
семинары+по+общей+психологии+2015

Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»

5. Составьте классификацию видов мышления, опираясь на различные критерии их выделени

Занятие 9

Речь как предмет исследования в психологии

Основные понятия: речь, язык, функции речи: номинативная, коммуникативная, сигнификативная и т.д., внешняя, внутренняя речь, эгоцентрическая, устная и письменная, диалогическая и монологическая речь, говорение и аудирование, речемыслительная деятельность.

Вопросы для обсуждения

  1. Специфика изучения речи в псиxологии. Соотношение речи и языка.

  2. Функции речи. Роль речи в становлении других психических процессов.

  3. Виды и формы речи.

  4. Происхождение и развитие речи.

Литература

Основная

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992. Т. 1. С. 371-376.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. С. 333-344.

  3. Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. С. 274-279.

  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 343-351.

Дополнительная

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 2. Гл. 7..

  2. Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. М., 1977. С. 223-228.

  3. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  4. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.

  5. Старовойтенко Е.Б. Современная психология. М.: Академический проспект, 2000. С. 444-449.

Практические задания

  1. Сопоставьте понятия «речь» и «язык»; выделите критерии сравнения.

  2. Составьте схему "Виды и формы речи" (письменно).

2. Решите психологическую задачу.

Датский психолог Байтендайк поставил перед кошкой, собакой и обезьяной ряд баночек. Под первой из баночек лежала приманка, которую животные путем проб и ошибок легко находили. Во втором опыте приманку клали под вторую баночку, в третьем опыте – под третью, в четвертом – под четвертую и т.д. Проводили большое число опытов, однако реакцию на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той банке, где находилась приманка в предыдущий раз.

Подобный опыт провел с детьми советский психолог А.Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элементарной речью, после двух-трех опытов легко справляются с этой задачей.

Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животным? Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?

Занятие № 10