Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
5. Составьте классификацию видов мышления, опираясь на различные критерии их выделени
Занятие 9
Речь как предмет исследования в психологии
Основные понятия: речь, язык, функции речи: номинативная, коммуникативная, сигнификативная и т.д., внешняя, внутренняя речь, эгоцентрическая, устная и письменная, диалогическая и монологическая речь, говорение и аудирование, речемыслительная деятельность.
Вопросы для обсуждения
Специфика изучения речи в псиxологии. Соотношение речи и языка.
Функции речи. Роль речи в становлении других психических процессов.
Виды и формы речи.
Происхождение и развитие речи.
Литература
Основная
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М.: Мир, 1992. Т. 1. С. 371-376.
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. С. 333-344.
Немов Р.С. Общие основы психологии. М., 1994. С. 274-279.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 343-351.
Дополнительная
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 2. Гл. 7..
Леонтьев А.А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко. М., 1977. С. 223-228.
Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000.
Старовойтенко Е.Б. Современная психология. М.: Академический проспект, 2000. С. 444-449.
Практические задания
Сопоставьте понятия «речь» и «язык»; выделите критерии сравнения.
Составьте схему "Виды и формы речи" (письменно).
2. Решите психологическую задачу.
Датский психолог Байтендайк поставил перед кошкой, собакой и обезьяной ряд баночек. Под первой из баночек лежала приманка, которую животные путем проб и ошибок легко находили. Во втором опыте приманку клали под вторую баночку, в третьем опыте – под третью, в четвертом – под четвертую и т.д. Проводили большое число опытов, однако реакцию на следующую баночку у животных выработать не удалось. Каждый раз животное бежало к той банке, где находилась приманка в предыдущий раз.
Подобный опыт провел с детьми советский психолог А.Р. Лурия. Оказалось, что даже маленькие дети, овладевшие элементарной речью, после двух-трех опытов легко справляются с этой задачей.
Чем объяснить различия в решении данной задачи ребенком и животным? Почему у животных не удалось выработать нужную реакцию?
Занятие № 10
- Практические занятия для студентов первого курса по дисциплине «психология»
- Методы современной психологии
- Темперамент и характер.
- Способности.
- Общая характеристика мотивационной сферы личности
- Эмоционально -волевая сфера личности
- Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
- Внимание и память
- Занятие 8 Психология мышления
- Основная
- Дополнительная
- Б. Ребенку предлагают задачу: «у мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»
- Воображение в жизни человека