logo search
1й курс / вп 1й курс / vozr_psih

§ 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже

Прежде всего, подвергается экспериментальной проверке и критике само существование феномена эгоцентрической познавательной позиции ребенка или, по крайней мере, его выраженность, «глубина». Так, некоторые исследователи пытаются доказать, что задачи Пиаже трудны для ребенка потому, что бессмысленны, эмоционально безразличны для него. Или что дети совершают ошибки не из-за отсутствия логических структур, а потому, что плохо понимают формулировки вопросов, не умеют их запоминать, своеобразно истолковывают даже не задание как таковое, а всю экспериментальную ситуацию целиком.

Показано, что уже в дошкольном возрасте тенденция эгоцентризма успешно преодолевается в условиях специально организованного обучения по методу планомерного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Л.Ф. Обухова). Отмечается, что эгоцентризм должен рассматриваться не как функция возраста, а как функция определенной организации деятельности ребенка (Л.С. Выготский, В.А. Недоспасова, Е.В. Филиппова). Эгоцентрические решения могут наблюдаться у взрослых в ситуациях затруднений, но при этом отсутствовать у детей, которые прошли адекватное обучение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. В чем состоит метод клинического интервью, по Ж. Пиаже?

3. Какие выводы были сделаны Пиаже по результатам бесед с детьми дошкольного возраста?

4. Что такое «феномены Пиаже», «задачи Пиаже»?

5. Разъясните понятия «схема» и «операция» в концепции Пиаже.

6. Какие стадии обязательно проходит индивид в своем когнитивном развитии?

7. Какие факторы влияют на особенности интеллектуального развития человека?

8. В чем состоит «огромное завоевание» формального интеллекта в социальном плане в подростковом и юношеском возрасте? Что дает способность гипотетико-дедуктивного размышления для организации участия молодого человека в жизни общества?

9. Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж. Пиаже: «Мысль есть сжатая форма действия».