§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
Вопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны развития — его объект и источник. В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:
I. Оживление (от рождения до 12 месяцев)— общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет)— общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
III. Персонализация (5,5— 18 лет).Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
IV. Индивидуализация (17—42 года).Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
V. Универсализация (39 лет и старше)— выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия. Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов».
В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия. В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов. Обращается внимание на то, что в поле зрения психологов
должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культур-
ной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования». Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни. События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр. Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий. Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском».
2. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхождении и природе детства.
3. Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить?
4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?
5. Определите понятие «психологический возраст».
6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?
7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?
8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным?
9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни, человека.
Дополнительная литература:
1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.
2. Божович А.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. М., 1981.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
4. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
5. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
7. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
8. Life-span developmental psychology research and theory. Ed. by Goublet L.R., Baltes P.B. N.Y., 1970.
9. Santrock J.W. Life-span development. Madison (Wis.); Dubuque (Iowa): Brown & Benchmark, 1995.
Раздел пятый ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Возрастная психология
- Оглавление
- Глава I предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
- § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
- Возрастная психология как наука
- § 2. Проблема детерминации психического развития
- § 3. Основные понятия возрастной психологии
- Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
- § 2. Метод наблюдения
- § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
- § 4. Исследовательские стратегии:констатация и формирование
- § 5. Вспомогательные методы исследования
- Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 6. Схема организации эмпирического исследования
- Глава III возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
- § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
- § 2. Начало систематического изучения детского развития
- Теория рекапитуляции с. Холла
- § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
- Глава IV теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
- § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
- § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
- Теория созревания а. Гезелла
- § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
- Теория конвергенции двух факторов в. Штерна
- § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
- Глава V психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
- § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
- Психоанализ 3. Фрейда
- § 2. Психоанализ детства
- Глава VI психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. Эриксона
- § 1. Эго-психология э. Эриксона
- § 2. Методы исследования в работах э. Эриксона
- § 3. Основные понятия теории Эриксона
- § 4. Психосоциальные стадии развития личности
- 2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.
- 6. Молодость: достижение близости / изоляция.
- Задание
- Глава VII психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
- § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
- § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
- Бихевиоризм Дж. Уотсона
- § 3. Оперантное научение
- § 4. Радикальный бихевиоризм б. Скиннера
- Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера
- Задание 1
- Глава VIII психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
- § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
- § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
- Теория социального научения (социально-когнитивная теория) а. Бандуры
- § 4. Диадический принцип изучения детского развития
- § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
- § 6. Социокультурный подход
- Глава IX психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже
- § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
- § 2. Ранний этап научного творчества
- § 3. Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- Тест на сохранение объема жидкости
- Тест на включение во множество
- III. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12—15 лет).
- Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- § 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже
- Задание 1
- Задание 2
- Глава X культурно-исторический подход к пониманию психического развития: л.С. Выготский и его школа
- § 1. Происхождение и развитие высших психических функций
- § 2. Проблема специфики психического развития человека
- § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
- § 4. Проблема «обучение и развитие»
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского
- § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
- Задание
- Глава XI стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
- § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
- § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах л.С. Выготского
- § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития д.Б. Эльконина
- § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
- Глава XII младенчество
- § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
- § 2. Младенчество как период стабильного развития
- § 3. Развитие общения и речи
- § 4. Развитие восприятия и интеллекта
- Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни Возраст
- § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
- Развитие двигательной сферы на первом году жизни
- § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
- § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XIII раннее детство
- § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
- § 2. Развитие предметной деятельности
- §4: Познавательное развитие ребенка
- § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
- § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XIV дошкольное детство
- § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
- § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
- § 4. Познавательное развитие
- § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
- § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
- § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XV младший школьный возраст
- § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
- § 2. Адаптация к школе
- § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
- § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
- § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XVI подростковый возраст (отрочество)
- § 1. Социальная ситуация развития
- § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
- § 4. Особенности общения со взрослыми
- § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
- § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XVII юность
- § 1. Юность как психологический возраст
- § 2. Социальная ситуация развития
- § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- § 4. Интеллектуальное развитие в юности
- § 5. Развитие личности
- § 6. Общение в юности
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XVIII взрослость: молодость и зрелость
- § 1. Взрослость как психологический период
- § 2. Проблема периодизации взрослости
- § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
- § 4. Развитие личности в период взрослости
- § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XIX взрослость: старение и старость
- § 1. Старость как био-социо-психологическое явление
- § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
- § 3. Теории старения и старости
- § 4. Проблема возрастных границ старости
- § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
- § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- § 7. Личностные особенности в старости
- § 8. Познавательная сфера в период старения
- Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте Симптом (Пример) Способ компенсации
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология» для студентов, обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель»
- Лекция № 1. Психология развития как отрасль психологии
- Лекция № 2. Возрастное развитие человека
- Лекция № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
- Лекция № 4. Понятие характера
- Лекция № 5. Основные направления психического развития ребенка
- Лекция № 6. Формирование внутреннего плана умственных действий
- Лекция № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
- Лекция № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте
- Лекция № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников
- Лекция № 10. Кризис 6–7 лет
- Лекция № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
- Лекция № 12. Изучение развития процессов запоминания
- Лекция № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
- Лекция № 14. Развитие речи ребенка
- Лекция № 15. Проблемы детского возраста
- Лекция № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
- Лекция № 17. Страхи детей
- Лекция № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
- Лекция № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
- Лекция № 20. Смена ведущей деятельности
- Лекция № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций
- Лекция № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
- Лекция № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
- Лекция № 24. Роль питания, окружающей среды и общества в развитии ребенка