Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
Основной предмет
исследования Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости
Методы исследования Свободное клиническое интервью, наблюдения за
поведением младенцев, анализ решения специально
сконструированных задач детьми разных возрастов
Основные понятия Эгоцентризм, анимизм, артификализм, синкретизм,
конкретные операции, формальные операции, схемы,
стадии, символическое мышление, понимание сохра-
нения, обратимость, ассимиляция, аккомодация, ор-
ганизация, уравновешивание
Основные идеи Интеллектуальное развитие представляет собой по-
следовательность качественно различных стадий, по-
рядок их прохождения неизменен, а скорость может
быть разной. Интеллект — иерархия 3 стадий: сен-
сомоторный интеллект; конкретные операции; фор-
мальные операции
Факторы развития Имеет значение определенный уровень созревания
нервной системы; прослеживается влияние среды,
которая стимулирует и испытывает ребенка, но ког-
нитивные структуры в конечном счете выстраивает
сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и
открытий (т.е. ребенок учится сам, самостоятельно)
Ценное — Постановка проблемы детского мышления как ка-
чественно своеобразного, имеющего уникальные дос-
тоинства
— Выделение активности самого ребенка
— Прослеживание генеза «от действия к мысли»
— Открытие феноменов детского мышления («фено-
мены Пиаже») и разработка методов его исследования
(«задачи Пиаже»)
— Идеи Пиаже послужили стимулом для множества
других теоретических и эмпирических исследований
интеллекта
Направления критики — Функции и судьба эгоцентрической речи
— Существование эгоцентризма ребенка
— Сомнения относительно репрезентативности выборки
и строгости используемых методов
— Универсальность стадий (выполнение различных
заданий во многих областях на одном и том же
уровне, например на уровне конкретных операций),
в том числе в разных культурах
— Спонтанность когнитивного развития ребенка, не-
эффективность непосредственного обучения когни-
тивным операциям со стороны взрослых
— Иные интерпретации феноменов Пиаже
— Возможность достижения высших стадий фор-
мального интеллекта
Подросток формального уровня после нескольких проб прекращает непосредственное экспериментирование с материалом и принимается за составление перечня всех возможных гипотез. Только после этого он начинает последовательно проверять их, стараясь выделить действующие переменные и изучить особое влияние каждой из них. Такой тип поведения — систематическое опробование всех возможных комбинаций — основывается на новых логических структурах, для характеристики которых Пиаже использует язык пропозициональной логики. У подростка появляется способность понимать и строить теории, приобщаться к мировоззрению взрослых, выходя за пределы своего непосредственного опыта. Гипотетическое рассуждение вводит подростка в сферу потенциально возможного; при этом идеализированные представления не всегда поддаются проверке и часто противоречат реальным фактам. Подростковую форму когнитивного эгоцентризма Пиаже назвал «наивным идеализмом» подростка, приписывающего мышлению неограниченную силу в стремлении к устройству более совершенного мира. Лишь принимая на себя новые социальные роли взрослых, подросток сталкивается с препятствиями, начинает учитывать внешние обстоятельства, совершается
окончательная интеллектуальная децентрация в новой сфере. Что касается периода перехода от юности к взрослому возрасту, Пиаже намечает ряд проблем относительно дальнейшего развития интеллекта, его специализации. В период построения жизненной программы, от 15 до 20 лет, можно предположить процесс интеллектуальной дифференциации: выявляются, во-первых, общие когнитивные структуры, применяемые каждым индивидом специфическим образом в соответствии с собственными задачами, во-вторых, складываются особые структуры для разных областей деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Возрастная психология
- Оглавление
- Глава I предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
- § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
- Возрастная психология как наука
- § 2. Проблема детерминации психического развития
- § 3. Основные понятия возрастной психологии
- Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
- § 2. Метод наблюдения
- § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
- § 4. Исследовательские стратегии:констатация и формирование
- § 5. Вспомогательные методы исследования
- Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 6. Схема организации эмпирического исследования
- Глава III возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки
- § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки
- § 2. Начало систематического изучения детского развития
- Теория рекапитуляции с. Холла
- § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
- Глава IV теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития
- § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
- § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
- Теория созревания а. Гезелла
- § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
- Теория конвергенции двух факторов в. Штерна
- § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
- Глава V психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход
- § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда
- Психоанализ 3. Фрейда
- § 2. Психоанализ детства
- Глава VI психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. Эриксона
- § 1. Эго-психология э. Эриксона
- § 2. Методы исследования в работах э. Эриксона
- § 3. Основные понятия теории Эриксона
- § 4. Психосоциальные стадии развития личности
- 2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение.
- 6. Молодость: достижение близости / изоляция.
- Задание
- Глава VII психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского развития
- § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении
- § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
- Бихевиоризм Дж. Уотсона
- § 3. Оперантное научение
- § 4. Радикальный бихевиоризм б. Скиннера
- Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера
- Задание 1
- Глава VIII психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
- § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
- § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
- Теория социального научения (социально-когнитивная теория) а. Бандуры
- § 4. Диадический принцип изучения детского развития
- § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
- § 6. Социокультурный подход
- Глава IX психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже
- § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
- § 2. Ранний этап научного творчества
- § 3. Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- Тест на сохранение объема жидкости
- Тест на включение во множество
- III. Стадия формальных (пропозициональных) операций (12—15 лет).
- Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- § 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже
- Задание 1
- Задание 2
- Глава X культурно-исторический подход к пониманию психического развития: л.С. Выготский и его школа
- § 1. Происхождение и развитие высших психических функций
- § 2. Проблема специфики психического развития человека
- § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
- § 4. Проблема «обучение и развитие»
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского
- § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
- Задание
- Глава XI стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе
- § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен
- § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах л.С. Выготского
- § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития д.Б. Эльконина
- § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
- Глава XII младенчество
- § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период
- § 2. Младенчество как период стабильного развития
- § 3. Развитие общения и речи
- § 4. Развитие восприятия и интеллекта
- Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни Возраст
- § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
- Развитие двигательной сферы на первом году жизни
- § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
- § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XIII раннее детство
- § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
- § 2. Развитие предметной деятельности
- §4: Познавательное развитие ребенка
- § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
- § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XIV дошкольное детство
- § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
- § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
- § 4. Познавательное развитие
- § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
- § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
- § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XV младший школьный возраст
- § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
- § 2. Адаптация к школе
- § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
- § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
- § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XVI подростковый возраст (отрочество)
- § 1. Социальная ситуация развития
- § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
- § 4. Особенности общения со взрослыми
- § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
- § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XVII юность
- § 1. Юность как психологический возраст
- § 2. Социальная ситуация развития
- § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- § 4. Интеллектуальное развитие в юности
- § 5. Развитие личности
- § 6. Общение в юности
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Глава XVIII взрослость: молодость и зрелость
- § 1. Взрослость как психологический период
- § 2. Проблема периодизации взрослости
- § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
- § 4. Развитие личности в период взрослости
- § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
- Задание 1
- Задание 2
- Глава XIX взрослость: старение и старость
- § 1. Старость как био-социо-психологическое явление
- § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
- § 3. Теории старения и старости
- § 4. Проблема возрастных границ старости
- § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
- § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- § 7. Личностные особенности в старости
- § 8. Познавательная сфера в период старения
- Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте Симптом (Пример) Способ компенсации
- Задание 1
- Задание 2
- Задание 3
- Комплект лекций по курсу: «Возрастная психология» для студентов, обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель»
- Лекция № 1. Психология развития как отрасль психологии
- Лекция № 2. Возрастное развитие человека
- Лекция № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
- Лекция № 4. Понятие характера
- Лекция № 5. Основные направления психического развития ребенка
- Лекция № 6. Формирование внутреннего плана умственных действий
- Лекция № 7. Общение в дошкольном возрасте как показатель успешного развития личности
- Лекция № 8. Формирование психики в дошкольном возрасте
- Лекция № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников
- Лекция № 10. Кризис 6–7 лет
- Лекция № 11. Деятельностный подход к формированию личности. Становление самооценки
- Лекция № 12. Изучение развития процессов запоминания
- Лекция № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
- Лекция № 14. Развитие речи ребенка
- Лекция № 15. Проблемы детского возраста
- Лекция № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
- Лекция № 17. Страхи детей
- Лекция № 18. Влияние семьи и воспитания на формирование личности
- Лекция № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
- Лекция № 20. Смена ведущей деятельности
- Лекция № 21. Условия развития личности и изменения психофизиологических функций
- Лекция № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
- Лекция № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие
- Лекция № 24. Роль питания, окружающей среды и общества в развитии ребенка