logo
1й курс / вп 1й курс / vozr_psih

Теория рекапитуляции с. Холла

Основной предмет

Исследования Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы

Исследования Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобыт-

ных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Основные идеи Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит со-

циогенез человечества; выделены периоды (этапы) сме-

ны форм поведения детей в генетически заданной по-

следовательности

Факторы развития Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления

критики Близость метода исследования к интроспекции, поверх-

ностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие

обобщения

Ценное Постановка проблемы взаимосвязи между историческим

и индивидуальным развитием человека — первая став-

шая известной теория психического развития в детстве

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отношения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека. Однако теория С. Холла стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4