Введение
Актуальность. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессия же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Термином «агрессия» Т.Б.Дмитриева обозначает как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого. Н.Д.Леонтьев описал состояние агрессии как «стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля» [10].
А.Адлер агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Ф. Перлз считает агрессию не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира[1].
Для подростков характерны некоторые особенности выделенные Л.С. Выготским, к ним относится несколько групп интересов ("доминант") подростка:»эгоцентрическая доминанта интерес к собственной личности); "доминанта дали"(субъективная значимость отдаленных событий); "доминанта усилия"(тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.); "доминанта романтики"(стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму) [1].
По данным К. Лоренц, агрессия не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Особое внимание к агрессии вызвано ее социальной значимостью. У многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии [19].
Цель исследования: изучить гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
Изучить проявления агрессии девиантных подростков.
Исследовать гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.
Разработать методические рекомендации для психологов по преодолению агрессии у девиантных подростков.
Объект исследования: агрессия девиантных подростков
Предмет исследования:гендерные различияв проявлении агрессии у девиантных подростков.
Гипотеза исследования: для подростков с девиантным поведением характерны гендерные различия в проявлении агрессии.
Методы исследования:метод анализа литературы,биографический метод, метод теста, метод опроса, метод количественного и качественного анализа, методыстатистического анализа. В качестве диагностических методик использовали «Hand-тест» (Э. Вагнер), опросник Спилберга-Ханина, .«Рисунок не существующего животного»(М.З. Дукаревич).
Теоретическая значимость исследования:обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей.
Практическая значимость исследованияполученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов образовательных учреждений в работе с подростками.
База исследования: исследование проводили на базе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие несовершеннолетние подросткового возраста с различными проявлениями нарушений поведения в количестве 20 испытуемых, из них 10 мальчиков, 10 девочек.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключения, списка литературы.
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков 5
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков 41
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков
- 1.1 Категории агрессии в психологии
- 1.2 Специфика развития личности подростков
- 1.3 Особенности подростков ой агрессии.
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков
- 2.1. Организация и методы исследования
- 2.1 Анализ результатов исследования
- 2.3. Методические рекомендации психологу по преодолению агрессии подростков
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиографический список