logo search
Мельникова Анна ВКР

Введение

Дошкольные педагоги и психологи часто отмечают, что факты детской агрессивности являются неотъемлемой частью их работе. Проблему детской агрессии обнаруживают и родители. Особенно остро агрессивное поведение детей волнует тех из них, которые взаимодействуют с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагоги детерминируют агрессивность у детей фактором семейного окружения.

Семья, безусловно, определяет развитие личности ребенка. Проблемная семья часто оказывается одним из патогенных факторов, ведущих к нарушениям в развитии детей.

Нарушения функционирования семьи бывают очень различными. Мы обратились к анализу одного типа семей, широко распространенных в современном обществе. Это тип неполной по составу семьи, когда женщина одна опекает и воспитывает ребенка.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон приводят в работе «Агрессия» [4] результаты исследования, в котором сообщают, что малолетние убийцы чаще всего вырастают в неполных семьях. Н.Аккерман [2] связывал факты отсутствия отца у мальчика с проблемами его полоролевой идентификации. А.И.Захаров [12] отмечал, что мальчики, растущие без отцов, чаще демонстрируют жестокое поведение. Связывали агрессивность детей и их семейное окружение В.Н.Дружинин [9], М.И.Буянов [3] и другие психологи. М.Николс [23] описал поведение детей из неполных семей как более асоциальное и импульсивное.

Все это определило выбор темы дипломного исследования.

Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.

Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.

Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.

3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка

4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..

5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.

Объект исследования: детская агрессивность.

Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.

Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.

3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка

4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..

5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

О подтверждении экспериментальной гипотезы будут свидетельствовать показатели большей агрессивности в группе детей из неполных семей. Опровергнут гипотезу факты равной агрессивности в группах, либо факты большей агрессивности в группе детей из полных семей.