Введение
Дошкольные педагоги и психологи часто отмечают, что факты детской агрессивности являются неотъемлемой частью их работе. Проблему детской агрессии обнаруживают и родители. Особенно остро агрессивное поведение детей волнует тех из них, которые взаимодействуют с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагоги детерминируют агрессивность у детей фактором семейного окружения.
Семья, безусловно, определяет развитие личности ребенка. Проблемная семья часто оказывается одним из патогенных факторов, ведущих к нарушениям в развитии детей.
Нарушения функционирования семьи бывают очень различными. Мы обратились к анализу одного типа семей, широко распространенных в современном обществе. Это тип неполной по составу семьи, когда женщина одна опекает и воспитывает ребенка.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон приводят в работе «Агрессия» [4] результаты исследования, в котором сообщают, что малолетние убийцы чаще всего вырастают в неполных семьях. Н.Аккерман [2] связывал факты отсутствия отца у мальчика с проблемами его полоролевой идентификации. А.И.Захаров [12] отмечал, что мальчики, растущие без отцов, чаще демонстрируют жестокое поведение. Связывали агрессивность детей и их семейное окружение В.Н.Дружинин [9], М.И.Буянов [3] и другие психологи. М.Николс [23] описал поведение детей из неполных семей как более асоциальное и импульсивное.
Все это определило выбор темы дипломного исследования.
Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.
3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка
4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
Цель настоящей работы – изучить зависимость уровня агрессивности детей от того в какой семье они воспитываются – полной или неполной.
Объект исследования: детская агрессивность.
Предмет исследования: уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: дети из неполных семей обладают более высоким уровнем агрессивности.
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об агрессии и агрессивных проявлениях.
3. Рассмотреть сущность влияния развода на развитие личности ребенка
4. Исследовать агрессивность детей старшего дошкольного возраста из неполных и полных семей..
5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.
О подтверждении экспериментальной гипотезы будут свидетельствовать показатели большей агрессивности в группе детей из неполных семей. Опровергнут гипотезу факты равной агрессивности в группах, либо факты большей агрессивности в группе детей из полных семей.
- Оглавление
- Глава 1. Теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности в современной психологии.
- Глава 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей
- Введение
- 1.1 Анализ подходов к понятию агрессии. Классификации агрессии.
- Анализ понятия «агрессивность»
- 1.2 Особенности 5-6-тилетнего возраста, общая активность и агрессивность детей
- 1.3 Неполная семья как фактор детской агрессивности
- 2. Исследование агрессивности у детей из неполных и полных семей.
- 2. Назначение теста
- Описание теста
- Инструкция к тесту
- 3. Проективная методика «Несуществующее животное».
- 2.1 Исследование частоты встречаемости агрессивных проявлений в поведении детей из различных по составу семей
- Литература