9. Коммуникации как источник конфликта
Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.
Рассмотрим причины, по которым может возникнуть коммуникативный конфликт, к ним относятся факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта.
- Cодержание:
- 1. Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии Конфликтология, ее предмет и задачи
- Методы конфликтологии
- Методы конфликтологии
- История развития конфликтологии
- Становление конфликтологии как науки
- Формирование отечественной школы конфликтологии
- Природа социального конфликта
- Источник напряженности
- Психологическая несовместимость
- Причины возникновения конфликтов
- 3. Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта
- Позитивные функции социальных конфликтов
- Деструктивные функции социальных конфликтов
- Определение компонентов конфликта
- Основные структурные элементы конфликта
- Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний
- Динамика конфликта
- 4. Проблема типологии конфликтов Классификация конфликтов
- Классификация конфликтов
- Основные психологические подходы к пониманию и интерпретации конфликтов Психоанализ
- Бихевиоризм
- Гуманистическая психология
- 5. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей
- Ощущения
- Восприятие
- Память. Основные процессы памяти. Произвольность и непроизвольность
- Мышление и воображение, их влияние на психологический климат коллектива
- Типы конфликтных личностей
- 6.Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест к. Килменна) Стили конфликтного поведения
- Тест Томаса – Килменна
- Оценка реакции человека на конфликты
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- Избежание или уклонение
- Приспособление или сглаживание
- Компромисс
- Сотрудничество или решение проблемы
- 8. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
- Факторы, способствующие выравниванию напряжения
- Методика конструктивного спора, стиль спора
- Методика конструктивного спора, результат спора
- 9. Коммуникации как источник конфликта
- Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре
- Деструктивные характеристики стиля спора
- Деструктивные результаты спора
- Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта
- 10. Коммуникации как процесс с обратной связью
- Эффект “Ореола”
- Эффект внешней привлекательности
- Эффект превосходства
- Эффект отношения (другого человека) к нам
- Сопереживание, как фактор обратной связи
- Нейтральные коммуникационные техники
- Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера
- Обратная связь
- 11. Механизм искажения информации
- Психологическое заражение
- Внушение
- Подражание
- Соревнование
- Убеждение
- Три типа конформизма
- Негативные психологические установки и восприятие
- Эффекты негативных установок и восприятия
- Источники негативных установок и восприятия
- 12. Основные функции коммуникаций
- Информационно – коммуникативная функция
- Регулятивно – управляющая функция
- Эмоционально – коммуникативная функция
- Аутокоммуникация
- 13. “Барьеры” коммуникаций
- Каналы восприятия информации
- Фазы общения
- Ошибки в разговоре
- Ошибки при слушании
- 14. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Определение основных понятий – регулирования, разрешения, управления, предотвращения, минимизации последствий
- Эгостенциальная или сущностная природа кризиса
- Регулирование
- Разрешение
- Управление
- Предотвращение
- Функциональные последствия конфликтов
- Дисфункциональные последствия конфликтов
- 15. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов
- Шаг первый: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”
- Шаг второй: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”
- Шаг третий: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”
- Шаг четвертый: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”
- Модели урегулирования конфликта
- Конфликтные ситуации и виды поведения в конфликтах
- Поиски формулы
- Третья сторона и ее функции
- Условия успешного разрешения конфликта
- Последовательный ряд примирительных процедур
- Принципы ведения переговоров
- Свойства групп
- Социальные связи
- Общее групповое членство
- Зависимость
- 17. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов Заблуждения, затягивающие разрешения конфликта
- Условия успешного разрешения конфликта
- Правила ведения разговора при разрешении конфликта
- 18. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов Основные приемы в разговоре с назревающим конфликтом
- Принципы разрешения конфликтов
- 19. Информационное противоборство в конфликте Принцип социальной, групповой и личностной прагматичности
- Потребности человека
- Потребности мифологии
- 20. Принципы организации собственного информационного потока Главные функции косвенной рекламы и ее приемы
- Завоевание известности
- Создание репутации
- Защита репутации
- Основные элементы процесса управления
- Стратегия предупреждения конфликтов
- Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью
- Шаги по преодолению кризисной ситуации, рекомендуемые специалистам “Связи с общественностью”
- Глоссарий
- Приложения Приложение 1 Программа дисциплины “ Конфликтология”
- Приложение 2 Ситуационные задачи по теме “Конфликтная ситуация”
- Ситуационные задачи по теме “Формулы конфликта”
- Приложение 4 Ситуационные задачи по теме “Трансактный анализ конфликтов”
- Приложение 5 Ситуационные задачи по теме “Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте”
- Литература