Третья сторона и ее функции
Решение проблем подразумевает общие усилия по нахождению взаимоприемлемого решения. Стороны или их представители свободно ведут переговоры. Они обмениваются информацией о своих интересах и приоритетах, вместе ищут действительно разделяющие их проблемы, проводят мозговой штурм в поисках таких вариантов решения, которые сближают их противостоящие интересы, и сообща оценивают эти варианты с точки зрения общего благополучия.
Однако из-за того или иного реального расхождения интересов полномасштабная дискуссия в целях решения проблем не всегда представляется целесообразной. Одна из сторон может опасаться, что ее открытая позиция лишит ее возможности добиться выгоды для себя в результате противостояния или создаст такую возможность для другой стороны. При наличии таких опасений практической альтернативой становится вариант, когда в решении проблем задействован только ограниченный круг лиц. Все описанные функции может выполнять либо один человек, либо небольшая группа лиц: постараться понять интересы другой стороны, выявить действительные проблемы, выработать взаимоприемлемые альтернативы и оценить их с точки зрения общей для обеих сторон перспективы.
Упрощенно говоря, другая, или третья, сторона – это индивид или группа, которые находятся вне конфликта между двумя или большим числом сторон и пытаются помочь им в достижении согласия.
Различают контрактные и спонтанные способы вмешательства.
Контрактное вмешательство осуществляется специалистом по улаживанию конфликтов, который имеет специальную подготовку и опыт в вопросах, ставших предметом спора. Обычно такая сторона не имела прежде своих собственных отношений с конфликтующими сторонами, и ее главная цель состоит не в улучшении отношений между ними, а в улаживании конфликта как такового.
Спонтанное вмешательство осуществляется не специалистом, а просто тем, кто заинтересован в разрешении конфликта. Такая третья сторона обычно состоит в каких-либо отношениях с конфликтующими сторонами и часто заинтересована в улаживании конфликта. При таком вмешательстве третья сторона ориентирована не только на улаживании сути спорных вопросов, но и на улучшение скорее всего испорченных отношений между конфликтующими сторонами.
Функции третьих сторон:
-
Формальные и неформальные роли; формальные - это медиаторы, арбитры, омбудсмены; неформальные - это посредники, специальные посланники.
-
Самостоятельные и представительские роли.
-
Званые и незваные; званые в высшей мере эффективны, так как, во-первых, одна из сторон конфликта мотивирована к тому, чтобы разобраться в конфликте, а во-вторых, факт приглашения третьей стороны усиливает ее лигитимность и тем самым вероятность того, что вмешательство получит признание. Примером незваной третьей стороны может служить свидетель ссоры двух друзей.
-
Беспристрастные и пристрастные; беспристрастная имеет больше шансов на успех, чем та, которую таковой не считают. Когда стороны находят, что медиатор настроен против них, они с меньшей вероятностью примут его посредническое участие.
-
Консультативные и директивные роли; иногда это только советы (медиаторство), а в других случаях - это предписания или директивы (арбитраж).
-
Межличностные и межгрупповые роли.
-
Ориентация на решения и ориентация на отношения.
- Cодержание:
- 1. Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии Конфликтология, ее предмет и задачи
- Методы конфликтологии
- Методы конфликтологии
- История развития конфликтологии
- Становление конфликтологии как науки
- Формирование отечественной школы конфликтологии
- Природа социального конфликта
- Источник напряженности
- Психологическая несовместимость
- Причины возникновения конфликтов
- 3. Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта
- Позитивные функции социальных конфликтов
- Деструктивные функции социальных конфликтов
- Определение компонентов конфликта
- Основные структурные элементы конфликта
- Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний
- Динамика конфликта
- 4. Проблема типологии конфликтов Классификация конфликтов
- Классификация конфликтов
- Основные психологические подходы к пониманию и интерпретации конфликтов Психоанализ
- Бихевиоризм
- Гуманистическая психология
- 5. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей
- Ощущения
- Восприятие
- Память. Основные процессы памяти. Произвольность и непроизвольность
- Мышление и воображение, их влияние на психологический климат коллектива
- Типы конфликтных личностей
- 6.Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест к. Килменна) Стили конфликтного поведения
- Тест Томаса – Килменна
- Оценка реакции человека на конфликты
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- Избежание или уклонение
- Приспособление или сглаживание
- Компромисс
- Сотрудничество или решение проблемы
- 8. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
- Факторы, способствующие выравниванию напряжения
- Методика конструктивного спора, стиль спора
- Методика конструктивного спора, результат спора
- 9. Коммуникации как источник конфликта
- Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре
- Деструктивные характеристики стиля спора
- Деструктивные результаты спора
- Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта
- 10. Коммуникации как процесс с обратной связью
- Эффект “Ореола”
- Эффект внешней привлекательности
- Эффект превосходства
- Эффект отношения (другого человека) к нам
- Сопереживание, как фактор обратной связи
- Нейтральные коммуникационные техники
- Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера
- Обратная связь
- 11. Механизм искажения информации
- Психологическое заражение
- Внушение
- Подражание
- Соревнование
- Убеждение
- Три типа конформизма
- Негативные психологические установки и восприятие
- Эффекты негативных установок и восприятия
- Источники негативных установок и восприятия
- 12. Основные функции коммуникаций
- Информационно – коммуникативная функция
- Регулятивно – управляющая функция
- Эмоционально – коммуникативная функция
- Аутокоммуникация
- 13. “Барьеры” коммуникаций
- Каналы восприятия информации
- Фазы общения
- Ошибки в разговоре
- Ошибки при слушании
- 14. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Определение основных понятий – регулирования, разрешения, управления, предотвращения, минимизации последствий
- Эгостенциальная или сущностная природа кризиса
- Регулирование
- Разрешение
- Управление
- Предотвращение
- Функциональные последствия конфликтов
- Дисфункциональные последствия конфликтов
- 15. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов
- Шаг первый: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”
- Шаг второй: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”
- Шаг третий: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”
- Шаг четвертый: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”
- Модели урегулирования конфликта
- Конфликтные ситуации и виды поведения в конфликтах
- Поиски формулы
- Третья сторона и ее функции
- Условия успешного разрешения конфликта
- Последовательный ряд примирительных процедур
- Принципы ведения переговоров
- Свойства групп
- Социальные связи
- Общее групповое членство
- Зависимость
- 17. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов Заблуждения, затягивающие разрешения конфликта
- Условия успешного разрешения конфликта
- Правила ведения разговора при разрешении конфликта
- 18. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов Основные приемы в разговоре с назревающим конфликтом
- Принципы разрешения конфликтов
- 19. Информационное противоборство в конфликте Принцип социальной, групповой и личностной прагматичности
- Потребности человека
- Потребности мифологии
- 20. Принципы организации собственного информационного потока Главные функции косвенной рекламы и ее приемы
- Завоевание известности
- Создание репутации
- Защита репутации
- Основные элементы процесса управления
- Стратегия предупреждения конфликтов
- Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью
- Шаги по преодолению кризисной ситуации, рекомендуемые специалистам “Связи с общественностью”
- Глоссарий
- Приложения Приложение 1 Программа дисциплины “ Конфликтология”
- Приложение 2 Ситуационные задачи по теме “Конфликтная ситуация”
- Ситуационные задачи по теме “Формулы конфликта”
- Приложение 4 Ситуационные задачи по теме “Трансактный анализ конфликтов”
- Приложение 5 Ситуационные задачи по теме “Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте”
- Литература