Принципы разрешения конфликтов
Конфронтация возникает внутри организации при изменениях, часто это прямое столкновение. Она может быть полезна для развития изменений при грамотном использовании методов разрешения конфликтов. Если конфронтация нежелательна, то используется челночная дипломатия, где консультант является посредником и организует взаимодействие конфликтующих групп без их непосредственного контакта друг с другом. Очень важно на всех этапах обеспечить грамотную, не травмирующую обратную связь, информируя основных участников процесса о реальном поведении “противников”. Австралийской организацией по разрешению конфликтов были разработаны следующие принципы.
-
Хочу ли я разрешить этот конфликт? (Будь готов решить проблему)
-
Вижу ли я всю картину или только свой уголок? (Смотри шире)
-
Каковы нужды и опасения других? (Опиши их объективно)
-
Каким может быть справедливое решение? (Давайте поговорим)
-
Варианты решения. (Придумайте их как можно больше. Отберите те, которые наиболее соответствуют нуждам всех участников)
-
Можем ли мы решить это вместе? (Давайте вести дело на равных)
-
Что я чувствую? (Я чересчур эмоционален? Могу ли я: а) посмотреть на факты; б) дать остыть эмоциям; в) поделиться своими чувствами?)
-
Что я хочу изменить? (Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему)
-
Какие новые возможности открываются передо мной? (Смотри на плюсы, а не на минусы)
-
Как бы я чувствовал себя в их шкуре? (Дай знать, что ты понимаешь их)
-
Нужен ли нам нейтральный посредник? (Поможет ли это нам лучше понять друг друга и прийти к обоюдоприемлемым решениям?)
-
Как мы оба можем выиграть? (Ищите решения, учитывающие нужды всех участников)
Вопросы и задания для самопроверки
-
Какие вы знаете приемы в разговоре с назревающим конфликтом?
-
Расскажите о приемах разрешения конфликтов.
- Cодержание:
- 1. Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии Конфликтология, ее предмет и задачи
- Методы конфликтологии
- Методы конфликтологии
- История развития конфликтологии
- Становление конфликтологии как науки
- Формирование отечественной школы конфликтологии
- Природа социального конфликта
- Источник напряженности
- Психологическая несовместимость
- Причины возникновения конфликтов
- 3. Позитивные и деструктивные функции конфликта, его структурные элементы. Процесс и динамика конфликта
- Позитивные функции социальных конфликтов
- Деструктивные функции социальных конфликтов
- Определение компонентов конфликта
- Основные структурные элементы конфликта
- Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний
- Динамика конфликта
- 4. Проблема типологии конфликтов Классификация конфликтов
- Классификация конфликтов
- Основные психологические подходы к пониманию и интерпретации конфликтов Психоанализ
- Бихевиоризм
- Гуманистическая психология
- 5. Человеческий фактор в конфликте. Типы конфликтных личностей
- Ощущения
- Восприятие
- Память. Основные процессы памяти. Произвольность и непроизвольность
- Мышление и воображение, их влияние на психологический климат коллектива
- Типы конфликтных личностей
- 6.Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест к. Килменна) Стили конфликтного поведения
- Тест Томаса – Килменна
- Оценка реакции человека на конфликты
- Выявление предпочтений в выборе способов разрешения конфликтов
- Избежание или уклонение
- Приспособление или сглаживание
- Компромисс
- Сотрудничество или решение проблемы
- 8. Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях
- Факторы, способствующие выравниванию напряжения
- Методика конструктивного спора, стиль спора
- Методика конструктивного спора, результат спора
- 9. Коммуникации как источник конфликта
- Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре
- Деструктивные характеристики стиля спора
- Деструктивные результаты спора
- Коммуникационные техники, способствующие возникновению конфликта
- 10. Коммуникации как процесс с обратной связью
- Эффект “Ореола”
- Эффект внешней привлекательности
- Эффект превосходства
- Эффект отношения (другого человека) к нам
- Сопереживание, как фактор обратной связи
- Нейтральные коммуникационные техники
- Коммуникационные техники, способствующие пониманию партнера
- Обратная связь
- 11. Механизм искажения информации
- Психологическое заражение
- Внушение
- Подражание
- Соревнование
- Убеждение
- Три типа конформизма
- Негативные психологические установки и восприятие
- Эффекты негативных установок и восприятия
- Источники негативных установок и восприятия
- 12. Основные функции коммуникаций
- Информационно – коммуникативная функция
- Регулятивно – управляющая функция
- Эмоционально – коммуникативная функция
- Аутокоммуникация
- 13. “Барьеры” коммуникаций
- Каналы восприятия информации
- Фазы общения
- Ошибки в разговоре
- Ошибки при слушании
- 14. Регулирование и разрешение социальных кризисов и конфликтов. Определение основных понятий – регулирования, разрешения, управления, предотвращения, минимизации последствий
- Эгостенциальная или сущностная природа кризиса
- Регулирование
- Разрешение
- Управление
- Предотвращение
- Функциональные последствия конфликтов
- Дисфункциональные последствия конфликтов
- 15. Этапы и последовательность оптимального урегулирования конфликтов
- Шаг первый: “Действительно ли в данном случае существует конфликт интересов?”
- Шаг второй: “Анализ собственных интересов, определение обоснованности высокого уровня своих притязаний и готовность придерживаться его”
- Шаг третий: “Поиск пути к примирению притязаний обеих сторон”
- Шаг четвертый: “Снижение уровня притязаний и поиски решения”
- Модели урегулирования конфликта
- Конфликтные ситуации и виды поведения в конфликтах
- Поиски формулы
- Третья сторона и ее функции
- Условия успешного разрешения конфликта
- Последовательный ряд примирительных процедур
- Принципы ведения переговоров
- Свойства групп
- Социальные связи
- Общее групповое членство
- Зависимость
- 17. Анализ основных форм регулирования и разрешения конфликтов Заблуждения, затягивающие разрешения конфликта
- Условия успешного разрешения конфликта
- Правила ведения разговора при разрешении конфликта
- 18. Проблема предупреждения и предотвращения конфликтов Основные приемы в разговоре с назревающим конфликтом
- Принципы разрешения конфликтов
- 19. Информационное противоборство в конфликте Принцип социальной, групповой и личностной прагматичности
- Потребности человека
- Потребности мифологии
- 20. Принципы организации собственного информационного потока Главные функции косвенной рекламы и ее приемы
- Завоевание известности
- Создание репутации
- Защита репутации
- Основные элементы процесса управления
- Стратегия предупреждения конфликтов
- Факторы, возникающие в кризисной ситуации, и типичные ошибки специалистов по связям с общественностью
- Шаги по преодолению кризисной ситуации, рекомендуемые специалистам “Связи с общественностью”
- Глоссарий
- Приложения Приложение 1 Программа дисциплины “ Конфликтология”
- Приложение 2 Ситуационные задачи по теме “Конфликтная ситуация”
- Ситуационные задачи по теме “Формулы конфликта”
- Приложение 4 Ситуационные задачи по теме “Трансактный анализ конфликтов”
- Приложение 5 Ситуационные задачи по теме “Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте”
- Литература