2.2 Анализ результатов исследования
агрессивный поведение детский
Результаты анкетирования педагога представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии агрессивности (По опроснику Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко)
№ |
Имя Ф. |
Пол |
Возраст, лет |
Балл |
Уровень агрессии, чел. |
|||
низкая |
средняя |
высокая |
||||||
1 |
Андрей Н. |
м |
8 |
3 |
+ |
|||
2 |
Антон Г. |
м |
7 |
7 |
+ |
|||
3 |
Антон Ч. |
м |
8 |
3 |
+ |
|||
4 |
Артем М. |
м |
8 |
7 |
+ |
|||
5 |
Виктор У. |
м |
7 |
3 |
+ |
|||
6 |
Вова Н. |
м |
7 |
1 |
+ |
|||
7 |
Диана Л. |
ж |
7 |
1 |
+ |
|||
8 |
Женя С. |
м |
8 |
5 |
+ |
|||
9 |
Катя С. |
ж |
7 |
8 |
+ |
|||
10 |
Ксения М. |
ж |
8 |
4 |
+ |
|||
11 |
Лариса В. |
ж |
8 |
2 |
+ |
|||
12 |
Лена Я. |
ж |
7 |
5 |
+ |
|||
13 |
Марина М. |
ж |
7 |
9 |
+ |
|||
14 |
Настя Ж. |
ж |
8 |
5 |
+ |
|||
15 |
Настя К. |
ж |
7 |
5 |
+ |
|||
16 |
Оксана М. |
ж |
8 |
3 |
+ |
|||
17 |
Олег А. |
м |
8 |
15 |
+ |
|||
18 |
Оля Т. |
ж |
8 |
3 |
+ |
|||
Всего баллов |
89 |
13 |
4 |
1 |
Обобщая данные анкетирования выявилось следующее: высокий уровень агрессивности выражен только у 1 ребенка - Олега А. (5,6%); средний уровень агрессивности у 4 человек (22,2%) - (Антон Г., Артем М., Катя С.,Марина М.); у остальных детей(13 человек - 5 мальчиков и 8 девочек) уровень агрессивности в норме (72,2% от общего числа детей). Графически результаты анкетирования отражены на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1 - Общий уровень агрессии, чел. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Рисунок 2 -Уровень агрессивности детей, балл (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых детей находится в норме. Результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Результаты тестирования (Опросник агрессивности Баса-Дарки)
№ |
Имя Ф. |
Пол |
Возраст, лет |
Физическая агрессия |
Косвенная агрессия |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Индекс агрессивных реакций |
Индекс враждебности |
|
1 |
Андрей Н. |
м |
8 |
4 |
3 |
5 |
1 |
7 |
3 |
9 |
3 |
21 |
10 |
|
2 |
Антон Г. |
м |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
1 |
4 |
8 |
7 |
26 |
5 |
|
3 |
Антон Ч. |
м |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
1 |
7 |
4 |
6 |
22 |
8 |
|
4 |
Артем М. |
м |
8 |
7 |
6 |
6 |
0 |
6 |
5 |
6 |
2 |
25 |
11 |
|
5 |
Виктор У. |
м |
7 |
4 |
5 |
3 |
4 |
1 |
7 |
7 |
6 |
19 |
8 |
|
6 |
Вова Н. |
м |
7 |
6 |
4 |
7 |
5 |
1 |
2 |
6 |
6 |
23 |
3 |
|
7 |
Диана Л. |
ж |
8 |
4 |
5 |
3 |
4 |
1 |
7 |
7 |
6 |
19 |
8 |
|
8 |
Женя С. |
м |
8 |
4 |
5 |
3 |
4 |
1 |
7 |
6 |
8 |
18 |
8 |
|
9 |
Катя С. |
ж |
7 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
8 |
5 |
21 |
10 |
|
10 |
Ксения М. |
ж |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
5 |
4 |
4 |
6 |
22 |
9 |
|
11 |
Лариса В. |
ж |
8 |
4 |
3 |
5 |
1 |
7 |
3 |
9 |
3 |
21 |
10 |
|
12 |
Лена Я. |
ж |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
1 |
7 |
4 |
6 |
22 |
8 |
|
13 |
Марина М. |
ж |
7 |
6 |
5 |
7 |
5 |
1 |
4 |
8 |
7 |
26 |
5 |
|
14 |
Настя Ж. |
ж |
8 |
4 |
5 |
3 |
4 |
1 |
7 |
6 |
8 |
18 |
8 |
|
15 |
Настя К. |
ж |
7 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
8 |
5 |
21 |
10 |
|
16 |
Оксана М. |
ж |
8 |
7 |
6 |
6 |
0 |
6 |
5 |
6 |
2 |
25 |
11 |
|
17 |
Олег А. |
м |
7 |
5 |
5 |
7 |
1 |
7 |
4 |
9 |
5 |
26 |
14 |
|
18 |
Оля Т. |
ж |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
1 |
4 |
8 |
7 |
26 |
5 |
|
Всего баллов |
95 |
88 |
95 |
55 |
56 |
95 |
123 |
98 |
Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия
Индекс враждебности = обида + подозрительность
По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.
Рисунок 3 -Показатели агрессивности детей (Баса-Дарки)
В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).
Рисунок 4 -Средний показатель агрессии (Баса-Дарки), балл
Таблица 4 - Результаты по методике «Несуществующее животное»
№ |
Имя Ф. |
Пол |
Возраст, лет |
Балл |
Уровень агрессивности, чел. |
|||
низкая |
средняя |
высокая |
||||||
1 |
Андрей Н. |
м |
8 |
3 |
||||
2 |
Антон Г. |
м |
7 |
9 |
||||
3 |
Антон Ч. |
м |
8 |
6 |
||||
4 |
Артем М. |
м |
8 |
11 |
||||
5 |
Виктор У. |
м |
7 |
6 |
||||
6 |
Вова Н. |
м |
7 |
4 |
||||
7 |
Диана Л. |
ж |
7 |
3 |
||||
8 |
Женя С. |
м |
8 |
7 |
||||
9 |
Катя С. |
ж |
7 |
2 |
||||
10 |
Ксения М. |
ж |
8 |
5 |
||||
11 |
Лариса В. |
ж |
8 |
6 |
||||
12 |
Лена Я. |
ж |
7 |
7 |
||||
13 |
Марина М. |
ж |
7 |
8 |
||||
14 |
Настя Ж. |
ж |
8 |
1 |
||||
15 |
Настя К. |
ж |
7 |
8 |
||||
16 |
Оксана М. |
ж |
8 |
11 |
||||
17 |
Олег А. |
м |
8 |
14 |
||||
18 |
Оля Т. |
ж |
8 |
1 |
||||
Всего баллов |
112 |
15 |
3 |
0 |
Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также низкий уровень агрессии детей младшего школьного возраста, причем детей с высоким уровнем агрессии в классе не выявлено вообще и всего 3 ребенка показали средний уровень, остальные дети имеют нормально выраженную агрессию (рис. 5, 6). Это подтверждает наше предположение о том, что получение объективной и достоверной информации возможно лишь при условии применения нескольких методов.
Рисунок 5 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.
Рисунок 6 - Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл
Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают дети с нормальной степенью агрессии. Однако, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все дети. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где могут проявлять агрессивно, сердиться на окружающих и т.д.
- Введение
- 1. Агрессивное поведение у детей
- 1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2 Типология агрессивного поведения
- 1.3 Детская агрессивность и её причины
- 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
- 2.1 Организация и методики исследования
- 2.2 Анализ результатов исследования
- 2.3 Методические рекомендации профилактики и коррекции агрессивного поведения детей
- 1.2. Специфика агрессивного поведения детей.
- Агрессивное поведение
- Агрессивное поведение
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- Диагностика агрессивного поведения
- Признаки агрессивного поведения
- Становление агрессивного поведения
- Агрессивное поведение
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей