Диагностика агрессивного поведения
Открытая, явная агрессивность легко диагностируется наблюдением за состоянием и поведением ученика. Враждебное, озлобленное состояние нельзя спутать ни с каким другим. Конечно, первой реакцией педагога будет предотвращение надвигающейся беды. Так поступают всегда: состояние разгорячившегося ученика необходимо сначала унять, а потом уже обращаться к здравому смыслу и выяснению причин. Видя агрессивные намерения ученика, его готовность перейти к действию или само начало акта жестокости или насилия, учитель будет:
—не раздумывая разнимать детей, уводить разгорячившегося, разнервничавшегося ребенка в такое место, где тот мог бы побыть некоторое время один, пока не успокоится;
—немедленно выяснять причину возникновения агрессивного состояния школьника. Если оно было умышленно спровоцировано оскорбительным поведением другой стороны — выкрикиванием обидных слов, плевками, бросанием предметов — учинить строгий разбор поведения, применить при необходимости «шоковую терапию», повести дело так, чтобы обидчику впредь не повадно было совершать подобные действия. Оскорбительное поведение учеников должно пресекаться самым решительным образом;
— при разборе поведения принимать во внимание не всю предысторию отношений между детьми, в которой никто и никогда не разберется, а лишь последний, предшествующий инциденту поступок. Так больше шансов поступить справедливо. Применяя целенаправленное наблюдение, можно понять большинство состояний, предшествующих агрессивному поведению детей.
Признаки агрессивности:
• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;
• драчливость;
• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;
• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;
• жестокое обращение с животными;
• стремление оскорбить, унизить;
• властность, стремление настоять на своем;
• эгоцентризм, неспособность понять других;
• эмоциональная глухота, душевная черствость;
• самоуверенность, завышенная самооценка.
Чтобы удостовериться, нет ли ошибки в ваших диагностических оценках, понаблюдайте дополнительно, как ребенок реагирует на:
—ваши поручения, просьбы, требования;
—обращения, предложения, просьбы одноклассников;
—внезапное изменение ситуации.
Если реакции неадекватны, то с большой долей вероятности можно утверждать, что агрессивное состояние имеет место. Для того чтобы убедиться в агрессивном состоянии ребенка, его намерении, скрытом побуждении, агрессивной фантазии, можно использовать специальные тесты, сочинения на заданную тему, беседы с учениками.
Для изучения особенно трудных случаев, общей эмоциональной запущенности, психических отклонений могут быть назначены консультации с врачами, педагогические консилиумы, психиатрические экспертизы. Во всех случаях диагностические обследования проводятся так, чтобы дети не могли догадаться, о чем именно хочет узнать учитель.
- Лекція № 1. Корекційна педагогіка в системі наук про людину
- Об’єкт, предмет і задачі корекційної педагогіки
- 2. Взаємозв’язок корекційної педагогіки з іншими науками
- 2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 4. Методи корекційної роботи: загальнопедагогічні, спеціальні
- Принципи корекційно-педагогічної діяльності.
- Основні положення корекційної діяльності
- Принципи педагогічної корекції
- 2.2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 3. Методи педагогічної корекції
- Методы формирования сознания
- Методы организации деятельности
- Методы стимулювання поведінки і діяльності
- Специальные методы педагогической коррекции
- Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
- Корекція асоціальної поведінки дітей.
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности