Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
В серию профилактических мероприятий необходимо включить следующее:
- беседы на антиникотиновую тему для всех детей с иллюстрацией знаменитой лошади, изображение которой в старой школе постоянно висело на видном месте для устрашения начинающих курильщиков. На некоторых детей это производит впечатление и удерживает от соблазна. Пусть дети рисуют на этом плакате, пишут свои замечания, имена курильщиков;
-для юных рационалистов учитель предложит компьютерную программу «Закурим, старик?» из серии воспитательных тестов. Компьютер попросит ввести возраст, количество выкуриваемых в день сигарет, проведет наглядные вычисления и покажет, что будет с нашим курильщиком через год, два, десять. Заканчивается сеанс устрашающими болезнями. На некоторых детей это производит большое впечатление;
- для любопытных детей, которые пробуют курить из желания попробовать, учитель предложит шутливую игру — полизать горчицу или хрен, понюхать дурно пахнущие растения, попробовать кислые и противные плоды. В беседе учитель посмеется — неужели некоторым людям нужно самим во всем убедиться?
—наблюдателей-философов учитель попросит подождать со своим решением курить до более зрелого возраста. «Когда вырастет у тебя седая борода, тогда бери трубку и устраивайся у окна. Кури, размышляй и благодари своего учителя, что предостерег тебя когда-то от опасности — ты жив, а многих уж нет»;
—самостоятельным детям учитель объяснит, что курение — это не проявление независимости, а, наоборот, зависимость от никотина;
—зависимым детям, склонным подчиняться, педагог посулит суровое наказание за нарушенное обещание;
—мнительным детям помогают рассказы о вредных последствиях для здоровья, которые приносит никотин;
—с авантюристами он затеет игру «Конфетка вместо сигаретки». Войдет в контакт с родителями, запасется леденцами и будет «подкармливать» энтузиастов за послушание. Исподволь внушит: сладкий пряник вкуснее горького дыма;
—педагогически запущенным и «безнадежным» скажет просто: «Больше куришь, скорее умрешь, делай, что хочешь!» Может статься, что этот «взрыв» вместо привычного учительского сюсюканья отрезвит курильщика, заставит его понять, что он сам будет виноват во всех своих бедах.
Некоторые родители практикуют довольно жестокий способ: ребенка заставляют выкурить 2—3 сигареты подряд, чтобы ему стало дурно. Тем самым вырабатывается стойкое отвращение ккурению. Способ рискованный, ибо никотиновое отравление может протекать тяжело. Но тем не менее этот метод естественных последствий заслуживает внимания. Понимая свою ответственность за здоровье школьников, учитель ведет борьбу против табакокурения. Средств у него достаточно, необходимо проявить в этом лоте настойчивость.
По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:
—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;
—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;
—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
—хранение наркотиков дома;
—наркотическая наследственность;
—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;
—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;
—состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.
Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:
• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);
• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);
• деструктивное поведение;
• плохой запах изо рта, от волос и кожи;
• стремление уйти, спрятаться;
• неустойчивая, шатающаяся походка;
• агрессия или, наоборот, апатия;
• быстрая смена настроения;
• неадекватные реакции на ситуацию;
• заторможенность речи, мышления, действий;
• худое, анемичное тело;
• чрезмерная возбужденность;
• плохая память, отсутствие интересов;
• пассивность, безразличие.
Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:
· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;
• внимательно следить за развитием ситуации. Если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;
• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;
• проводить групповую антиалкогольную терапию;
• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.
Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.
- Лекція № 1. Корекційна педагогіка в системі наук про людину
- Об’єкт, предмет і задачі корекційної педагогіки
- 2. Взаємозв’язок корекційної педагогіки з іншими науками
- 2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 4. Методи корекційної роботи: загальнопедагогічні, спеціальні
- Принципи корекційно-педагогічної діяльності.
- Основні положення корекційної діяльності
- Принципи педагогічної корекції
- 2.2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 3. Методи педагогічної корекції
- Методы формирования сознания
- Методы организации деятельности
- Методы стимулювання поведінки і діяльності
- Специальные методы педагогической коррекции
- Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
- Корекція асоціальної поведінки дітей.
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности