Импульсивный ребенок
Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял активность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз... для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.
А. С. Макаренко
Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность (от лат. impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.
Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:
—возрастные особенности психического, социального, нравственного развития младших школьников;
—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуативная мотивация поведения;
—неспособность связывать причины и следствия, предвидеть будущие последствия своих поступков;
—гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;
—богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;
—безразличие взрослых;
—недостатки предшествующего воспитания.
Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. £сли ребенок несдержан, норовист, несется сломя голову неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не подумав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десятком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:
- неумение ждать, нетерпеливость;
- способность легко расстраиваться;
- обидчивость, раздражительность;
- эмоциональная несдержанность;
- легкая отвлекаемость внимания;
- беззаботность, легкомысленность, безответственность;
- неспособность к длительному монотонному труду;
- страсть к новым впечатлениям;
- нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей.
Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение некоторых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.
Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:
—поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдерживать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления не поддаваться первому желанию;
—похвала за проявленное терпение, подчеркивая, что любое большое дело начинается с маленькой попытки;
—выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;
—учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спешить с ответом или действием, подумать, прежде чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;
—подкреплять советы примерами из жизни видных людей, которые в детстве имели такие же проблемы.
Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитетных для него людей.
Основные приемы коррекции импульсивности: -совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;
—тренаж-приучение думать, прежде чем действовать;
—специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;
—тренаж ответственности за свои поступки;
—твердый режим.
Итак, младшие школьники подвержены импульсивности — незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняющегося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью. Импульсивность — это наименьшая из причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает многим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздействия, помогает детям избавиться от недостатков.
- Лекція № 1. Корекційна педагогіка в системі наук про людину
- Об’єкт, предмет і задачі корекційної педагогіки
- 2. Взаємозв’язок корекційної педагогіки з іншими науками
- 2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 4. Методи корекційної роботи: загальнопедагогічні, спеціальні
- Принципи корекційно-педагогічної діяльності.
- Основні положення корекційної діяльності
- Принципи педагогічної корекції
- 2.2. Принципи корекційно-педагогічної діяльності
- 3. Методи педагогічної корекції
- Методы формирования сознания
- Методы организации деятельности
- Методы стимулювання поведінки і діяльності
- Специальные методы педагогической коррекции
- Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением
- Корекція асоціальної поведінки дітей.
- Преодоление грубости и сквернословия
- Борьба с куренем. Профилактика алкоголизма и наркомании
- Аффективные дети
- Дети из неполных семей
- Коррекция тревожности
- Импульсивный ребенок
- Помощь депрессивным детям
- Преодоление депривации и фрустрации
- Профилактика эмоциональных перегрузок
- Причины детской агрессивности
- Агрессивное поведение педагогов
- Диагностика агрессивного поведения
- Ослабление агрессивности