1.3 Характеристика условий обучения детей с особенностями развития
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей с особенностями в развитии является помощь психологическому и социальному развитию детей, и в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.
Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития, поэтому ранняя коррекционная помощь является средством формирования тех навыков и умений, которые ребенок готов воспринять в данное время, и должна быть по возможности максимально индивидуализирована. При этом следует обеспечить максимальные возможности для его развития.
Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью и т.д.[15.703]
При проведении коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать различия между детьми по уровню личностного и речевого развития. Различна обучаемость этих детей - от почти полного ее отсутствия до возможности значительного продвижения, позволяющего ставить вопрос об изменении диагноза.
При изучении маленького ребенка с тяжелым нарушением развития необходимо обратить внимание на следующие стороны его состояния:
сохранность эмоциональной сферы;
правильность восприятия интонаций речи взрослого и дифференцирование близких;
поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь, жесты);
состояние двигательной сферы;
игру;
возможность включения в целенаправленную деятельность и уровень развития разных видов деятельности (предметной, изобразительной, конструктивной и др.);
состояние речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание и выполнение ряда несложных инструкций;
в) активная речь (содержание, произношение);
уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире;
владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания, опрятности;
состояние пространственных и временных ориентировок.
В дальнейшем эти сведения пополняются наблюдениями за состоянием внимания, работоспособностью и истощаемостью ребенка, его памятью, свойствами его характера и интересами.
Вся развивающая работа с ребенком, наблюдения и изучение его в повседневной жизни и на организованных занятиях дают возможность сделать обоснованные выводы о степени его обучаемости и о дальнейших перспективах, формах и методах работы с ним7
Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это "другой" ребенок, "другой" человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования):
навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность;
восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
Итак, рассмотрев особенности младшего школьного возраста мы установили, что ребенок, поступив в школу, принимает на себя новую роль, роль ученика. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Но, к сожалению, не все дети в первый год обучения могут адаптироваться к условиям школьной жизни.
Причинами школьной дезадаптации могут являться социальные факторы, состояние здоровья, несформированность произвольной сферы, неготовность ребенка принять на себя позицию школьника. При этом в зависимости от причины ребенку необходимо оказывать ту или иную помощь, как со стороны учителя, психолога так и со стороны родителей.
- Введение
- Глава 1. Проблемы адаптации к школе детей с особенностями в развитии
- 1.1 Социально-психологические особенности детей, испытывающие трудности в обучении
- 1.2 Факторы школьной дезадаптации младших школьников
- 1.3 Характеристика условий обучения детей с особенностями развития
- Глава 2. Возможности инклюзивного подхода к образованию в современной школе
- 2.1 Образовательное учреждение как интеграционное пространство
- 2.2 Обучение детей с особыми потребностями в рамках общеобразовательной системы
- Адаптационный период ребенка-первоклассника
- 1.6 Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 5.Леворукий ребенок в школе
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- 2.1 Адаптационная программа для учащихся пятых классов
- «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе»
- Цели и задачи на адаптационный период для детей:
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе