2.1 Образовательное учреждение как интеграционное пространство
Интеграция - это воплощение извечной мечты человечества о справедливом мире, где никакая группа людей не изолирована от остальных и интересы и потребности никакой части людей не угнетены интересами и потребностями других. Мы вполне можем предполагать, что такое когда-либо было, и надеяться, что наши действия могут приблизить нас к этому вновь.
Инклюзивное образование требует полного включения разума и сердца всего нашего общества. По мнению специалистов, к переходу на инклюзивное образование не готовы и сами педагоги.
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели - гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.
Инклюзия в образовании - это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития, ориентированная на включение людей с ОВЗ в социально-экономические процессы страны, перевода их из статуса иждивенцев в статус полноправных участников в социальных и экономических процессах. Поэтому продвижение идеи инклюзивного образования невозможно без продвижения гуманистических идей в жизнь общества.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной и психологической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическим "барьером" является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с "особыми" детьми.
Это ставит серьёзные задачи не только перед психологическим сообществом образования, но и перед методическими службами, а главное, перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы.
Выделяют 2 типа готовности педагога к ИО: профессиональный и психологический.
Признаками профессиональной готовности являются:
информационная готовность;
владение педагогическими технологиями;
знание основ психологии и коррекционной педагогики;
методическая вариативность в учебном процессе;
знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития;
участие в междисциплинарном взаимодействии - межпрофессиональном сотрудничестве, направленном на выработку и реализацию единой стратегии развития ребёнка с ОВЗ.
Психологическая готовность отражается:
в гибкости, стрессоустойчивости педагога, который должен уметь адекватно реагировать на сложности в педагогических ситуациях;
в эмоциональном принятии детей с ОВЗ;
в удовлетворённости своей профессиональной деятельностью.
Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых, в первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Но самое важное чему должны научиться педагогики массовой школы - это работать с детьми с разными возможностями к обучению и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.
ИО требует системного включения всех сторон, участвующих в этом процессе. Таким образом:
администрация учреждения во главе с руководителем поддерживает инклюзивную культуру, определяет стратегию развития образовательного учреждения в данном направлении;
междисциплинарное взаимодействие направлено на формирование оптимальных методических форм обучения для всех детей;
родители детей с ОВЗ полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; родители всех детей, посещающих инклюзивный класс, занимают активную позицию сотрудничества и поддержки семьи ребёнка с ОВЗ, а также педагогам и специалистам.
и, пожалуй, самое главное - это взаимодействие детей внутри инклюзивного класса на уровне сотрудничества, взаимопомощи.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. [18]
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные школы. Специальное образование включает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию. И наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.
"Обычное" образование:
"Обычный" ребенок
Круглые колышки для круглых отверстий
Обычные педагоги
Обычные школы
Специальное образование
Особый ребенок
Квадратные колышки для квадратных отверстий
Специальные педагоги
Специальные школы
Интегрированное образование
Адаптация ребенка
Система остается к требованиям системы неизменной
Превращение квадратных колышков в круглые
Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым
Инклюзивное образование
Все дети разные
Все дети могут учиться
Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол
Адаптация системы к потребностям ребенка
Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: "интеграция" и "инклюзия". В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка.
При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная Образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характеристик обучения (декларация Саламанки, 1994 г.)
Положительные стороны инклюзивного образования:
Новый социальный подход к инвалидности;
Приветствует разнообразие;
Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;
Личностное развитие и социальные навыки;
Развитие самостоятельности и самоопределения;
Развивает равные права и возможности вместо дискриминации
Инклюзивные школы создают идеальные условия для того, чтобы члены школьного сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими независимо от того, отличаются они или похожи. Инклюзивные школы полезны школьным сообществам по множеству причин:
помогают бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;
поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности ребенка как ограничений на то, как нужно изменить среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на поддержке в обучении будет способствовать развитию школами широкого спектра вспомогательных услуг, вместо помещения ребенка в учреждение особого образования. Развитие поддержки в обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности в обучении заключены не в детях, и не дети требуют "исправления", а подходы к обучению;
предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага:
расширяют профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся. Накопление профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет непрерывное совершенствование специалистов.
Практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.
Инклюзивные школы дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.
Инклюзивные школы используют ориентированные на нужды ребенка педагогические методы, которые идут на благо всем детям и, как следствие, всему обществу. Опыт показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и учеников, бросивших школу - неизбежность многих систем образования, - одновременно обеспечивая более высокие средние показатели.
Отрицательные стороны образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.
Но, учитывая наши социально экономические условия и уровень
общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как "школа для всех"), но и профессионального и дополнительного образования (как "образование для всех"). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
Недостаточное материально-техническое оснащение
общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Ресурсные барьеры для инклюзивного образования: люди - их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления; денежные и материальные средства - нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов; знания и информация - безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.
Проблемы в осуществлении инклюзивного образования.
В качестве основного довода против интегрированного обучения приводят сложности, связанные с материальными затратами по созданию в общеобразовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Безусловно, требуются значительные средства на обеспечение школы специальными программами, учебниками, подготовку специальных учебных помещений (классы для социально-бытовой ориентировки (СБО), учебно-производственные мастерские). Финансовые трудности окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования.
При организации специального обучения в общеобразовательной школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными социальными и финансовыми факторами. Наше общество еще не вполне готово к принятию интеграции, в общественном сознании существуют определенные стереотипы и предрассудки в восприятии детей с психофизическими нарушениями. Некоторые учителя, прежде всего учителя-дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей: обычные ученики станут их унижать, и дети с особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно.
- Введение
- Глава 1. Проблемы адаптации к школе детей с особенностями в развитии
- 1.1 Социально-психологические особенности детей, испытывающие трудности в обучении
- 1.2 Факторы школьной дезадаптации младших школьников
- 1.3 Характеристика условий обучения детей с особенностями развития
- Глава 2. Возможности инклюзивного подхода к образованию в современной школе
- 2.1 Образовательное учреждение как интеграционное пространство
- 2.2 Обучение детей с особыми потребностями в рамках общеобразовательной системы
- Адаптационный период ребенка-первоклассника
- 1.6 Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 5.Леворукий ребенок в школе
- 39. Школы для слепых и слабовидящих детей.
- Особенности адаптации к школе детей с речевой патологией
- Культурная ориентация и адаптационная стратегия.
- 2.1 Адаптационная программа для учащихся пятых классов
- «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе»
- Цели и задачи на адаптационный период для детей:
- Особенности диагностики психологической адаптированости ребенка к обучению в средней и старшей школе